На презентации своей книги под названием «Яблоки старца Амвросия», монахиня Евфимия призналась, что многим ее проза кажется совсем не характерной для писателя-женщины: например, в ней нет непременной для женских романов «амурной» сюжетной линии, нет слишком эмоциональных описаний и «выбивающих слезу» сцен. Литература, по мнению писательницы, должна, в первую очередь, читателя не развлекать, а побуждать к активной внутренней работе, иными словами – заставлять задуматься над прочитанным.
Однако при первом же знакомстве с произведениями монахини Евфимии, становится понятно, что она чересчур уж критично смотрит на собственное творчество. Кажется, ей как раз удалось «поймать двух зайцев» - сделать так, чтобы рассказы и повести были одновременно и невероятно увлекательными, и совершенно серьезными. И это при том, что формы повествования автор, действительно, придерживается весьма лаконичной, и как-то сразу чувствуется, что в её текстах каждая строчка имеет особый вес.
Свою книгу «Яблони старца Амвросия» монахиня Евфимия разделила на две части. Первая состоит из детективных рассказов. Главная героиня большинства из них – врач-невролог Нина Сергеевна М. Она – мастер распутывать клубки таинственных событий, которые неизменно уводят в глубины истории. Кстати, автор книги – знаменитый краевед: родом матушка из Архангельска, и в основу этих своих рассказов положила, как сама утверждает, реальные события. Разгадать тайну погибшего при странных обстоятельствах священника, расследовать загадочное самоубийство далекого предка своей знакомой – все это героиня написанных матушкой Евфимией детективов делает легко и изящно, а в финале делает весьма глубокие выводы.
Во второй части книги автор зовет нас углубиться в историю куда более отдаленную. Здесь мы встречаем древних святых – преподобную Пелагию Антиохийскую, священномученика Маркеллина. Однако матушка предлагает читателям не очередной адаптированный пересказ их житий, а настоящую сюжетную прозу. В подлинную историю о святом она вводит персонажа, наблюдающего за всем как бы со стороны - и от его лица ведет повествование. Житие предстает перед нами с неожиданного ракурса – таким, каким мог бы увидеть его обычный человек, мало чем отличающийся от нас с вами.
Эти придуманные автором личности совсем не искажают реальных событий, а наоборот, подчеркивают их историческую правду. И, видимо, не случайно монахиня Евфимия озаглавила свою книгу именно по рассказу «Яблони старца Амвросия». Яблони, растущие под окном главного героя этого рассказа, привезены совсем не из Оптиной пустыни, но напоминают ему об удивительных встречах с оптинским святым, потому что когда-то с большой любовью были посажены в память о нём.
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О молитве с благодарением

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
О молитве с благодарением — священник Захарий Савельев.
Молиться нужно постоянно и с благодарением, потому что каждый день, который мы проживаем, во-первых, проходит по воле Божией: мы просыпаемся по воле Божией, засыпаем по воле Божией, здравы мы или даже болеем, но это тоже происходит при непосредственном участии Бога в нашей жизни. И мы должны благодарить Бога и за то, когда вкушаем пищу, и за то, когда пьём воду, и за то, даже когда дышим, потому что всё это делает ради нас Господь.
Самый, наверное, такой нюанс в нашей жизни важный — когда мы в определённый момент благодарим Бога искренне, и другое дело, конечно, когда в силу суеты земной забываем про это правило. И это большая ошибка человека, потому что постоянное благодарение Богу и постоянная молитва перед Богом являются для каждого из нас напоминанием о существовании Бога в нашей жизни, постоянным напоминанием об участии Его личности в нашем бытии земном.
Ну, и самое главное, конечно, каждый человек, когда благодарит Бога и постоянно через это благодарение себе живо напоминает о Его существовании, находится в духовных рамках, в духовных границах, и в таком случае он защищён от серьёзного грехопадения. Хотя, конечно, в жизни разное случается, но самое главное — благодарить Бога за Его снисхождение и за милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О почитании Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сегодня 6 ноября. Празднование Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
О её почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Само название этой иконы «Всех Скорбящих Радость» внушает нам очень большую надежду, потому что, если мы даже посмотрим на сам этот образ, Матерь Божия утешает действительно нищих, убогих, больных, сирот. И это показывает, насколько мы дороги и близки Её материнскому сердцу милосердному.
И этот образ, он удивительно близок и русскому народу. Он появился в XVII веке, сравнительно недавно, в конце XVII века, но эта икона получила очень широкое распространение, и в том числе есть чудотворные списки этой иконы.
А в Петербурге самая известная икона Божией Матери (после Казанской, конечно, главной святыни Петербурга, принесённой царём Петром I на основание города) — это «Всех скорбящих» с грошиками икона Божией Матери, явившаяся после пожара в часовне при стеклянном заводе.
И, безусловно, видя такое заступничество Божией Матери, Её непрестанное ходатайство и попечение о нас, мы преисполняемся благодарностью к Ней и Её благоговейно, сердечно, трепетно и преданно чтим и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема







