Евр., 306 зач., II, 11-18.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с привычного религиозного противопоставления: есть освящающий и есть освящаемые. В языческой культуре Бог или боги воспринимаются как святые, люди же как иногда освящаемые во время особенных ритуалов. При этом суть завета Бога истинного с народом заключалась как раз в том, что традиционная для языческих религий разделение на сакральное и профанное снималось. Люди не просто иногда освящались, они призывались быть святыми всегда. Неслучайно Бог в книге Левит говорит: «Будьте святы, ибо Свят Я, Господь Бог ваш».
Стоит ли говорить, что люди не привыкли жить на такой высоте. Им нужно было что-нибудь попроще, побольше урожая, поменьше ненастий, мир с соседями... Ничего особенного, никаких высоких целей, ведь высокие цели требуют высоких трудозатрат, они, как мы сказали бы сегодня, энергоемкие. С простыми целями все проще... и жизнь можно упростить и богов попроще выбрать, без особых требований... Жертвы приноси только, а так живи как хочешь. Собственно, люди так и делали, так себя и вели. История человечества после грехопадения за несколькими исключениями — это история постепенного падения. И как часто это бывает — тем, кто не падает, не хочется иметь с остальными ничего общего...
Как-то в детстве я был свидетелем одного случая. В парке двое мальчишек вели себя довольно шумно. Настолько шумно, что в итоге их отец сказал им идти от него на некотором расстоянии, ведь ему будет стыдно, если люди подумают, что они его дети. Суть подобной логики очень проста. Человек обладает некоторыми статусом, осознает свой уровень, свое социальное положение. Когда появляется нечто, что может этот статус поколебать в глазах окружающих, он испытывает практически инстинктивный страх отверженности. Плохое поведение детей осознаётся как общественно порицаемое и не желая быть отвергнутым вместе с ними, он стыдится их и готов их отвергнуть. Пусть даже и не всерьез, пусть это просто такая педагогика... Но подход этот довольно распространенный. Редко кто из родителей не сгорал от стыда, когда ребенок капризничал в транспорте или другом общественном месте. И это еще не сознательное поведение... А уж если кто-нибудь вполне сознательно ведет себя плохо, остальным стыдно будет вдвойне.
Но вот что интересно. Автор сегодняшнего чтения прекрасно знает, как вели себя иудеи, то есть освящаемые в истории. Приукрашивать нечего, любой кто читал Ветхий Завет это знает. Но Бог не человек, Он не переживает за Свой статус, не боится косых взглядов... Падший человек — это Его чадо, которое нужно спасать. И Он спасает. Он не стыдится называть людей братьями... Хотя они не только причастны плоти и крови, но и смертны... и из-за смерти живут в постоянном страхе... совершают грехи, стремясь хоть как-то от этого страха избавиться.
Иными словами, в человеческом поведении мы видим множество поводов для стыда. Учитывая, что ангелы в ветхозаветной культуре — это светлые духи и божьи слуги, сравнение их с людьми, говорит явно не в пользу последних... И вот описав все это, апостол подчеркивает, что Бог, всех освящающий во всем уподобился братиям — не ангелам, но людями, чтобы быть милостивым и верными первосвященником. Бог поругаем не бывает, подлинное величие не знает стыда, как не знает его и подлинная любовь, которой Он возлюбил нас.
«Дети и музыка». Светлана Феодулова
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.
Мы говорили о чудесной роли музыки и искусства в воспитании детей, а также наша гостья рассказала о новой музыкальной сказке «Кукла и ангел».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Светлые пасхальные истории»
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Алексей Попков.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен