Новоспасский монастырь:
г. Москва, Крестьянская пл. 10, м."Крестьянская застава"
Как добраться до Новоспасского монастыря:
От станции метро Пролетарская пройти по 3-му Крутицкому переулку в сторону Новоспасского шоссе. С перекрёстка Вы уже увидите колокольню монастыря.
Схема проезда к Новоспасскому монастырю:
Контакты:
тел. (495) 676-95-70,
E-mail: info@spasnanovom.ru
Адрес сайта: http://www.novospasskiymon.ru/
Новоспасский монастырь расположился за Таганкой, на Крутицком холме. Но часть его названия «Ново-» позволяет предположить, что когда-то, видимо, существовал его предшественник. И предположения наши совершенно верны – при великом князе Иване Калите, в 1330 году в Кремле стоял монастырь Спаса на Бору. И вот его-то спустя полтораста лет Иван III и перенес на нынешнее место. Соответственно, несколько изменилось и название.
Стены, а скорее – ограда – были деревянными с прорубленными в них бойницами. Ведь монастыри, как известно, в подавляющем большинстве случаев несли и оборонительные функции. Оттого и ставились монастыри не абы где, а на стратегически важных местах. Что подтверждает и боевая история Новоспасского монастыря.
В 1591 году на Москву напал крымский хан Казы-Гирей. И двинулся на штурм Кремля. И вот ведь какая незадача у него получилась. Войска его шли по низменности аккурат между Симоновым и Новоспасским монастырями. Защитники их, пропустив татар, ударили из пушек в тыл. Справа по тарам били пушки Данилова монастыря, слева, с того места, где ныне стоит Донской монастырь, палили в левое крыло татар. А навстречу били пушки Кремля. Отметим, что более крымская орда на Москву не хаживала. Что не помешало спустя полвека возвести вокруг монастыря стены и башни из камня.
В это же время возвели и главную церковь монастыря - Собор Спаса Преображения. Этот четырехстолпный, пятикупольный собор весьма напоминает Успенский собор Кремля и является вторым после него по величине собором столицы (исключая Храм Христа Спасителя). Его высота от пола до центральной точки купола 32 метра, площадь более 900 кв.м.
Интересно и вот еще что. На территории монастыря находится могила инокини Досифеи. В миру она известна как «княжна Тараканова». Историческая и весьма загадочная личность, которая во времена правления Екатерины Великой выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. При этом женщина жила за пределами России и, похоже, с нею весьма плотно работали французская и польская разведки. Чем доставляла она немало хлопот российскому государству, которое едва-едва оправилось после восстания Емельяна Пугачева. С коим, кстати, тоже не все так просто – по современным исследованиям, его, похоже, тоже поддерживали из-за границы. В итоге Тараканову в Италии просто-напросто выкрал граф Алексей Орлов, доставил ее в Москву, где она и закончила свои дни в заточении.
В 1918 году монастырь закрыли, однако не разрушили, а в 1991 году – вернули, как и положено, церкви.
«Частичка любви»

Фото: Phill Dane / Unsplash
Гуляла как-то утром с собакой и обнаружила камень. Гладкий, горчичного цвета с белой полоской посередине. Вот это находка! Моя дочь Света как раз коллекционирует камни. Но не просто собирает, а рисует на них. Каждый камушек в её руках будто оживает. Например, из гальки она сделала милого медвежонка, а ещё смешную лягушку и какое-то забавное существо с высунутым языком. В общем, нет предела фантазии подростка, который учится в художественной школе.
Дочке 15, и она хочет стать скульптором. Все в семье знают, что порадовать этого творческого человека просто. Вот и в этот раз реакция дочери на камень, когда я принесла его домой, была такая, будто ей подарили целый вагон мороженого.
— Света, ты — удивительный ребёнок. — говорю ей я. — Так радоваться обычному камню...
— Мама, он совсем необычный! — опровергает моё утверждение дочь, внимательно рассматривая новый экспонат.
— Мне, конечно, приятно, но объясни, пожалуйста, что в нём необычного?
— Ну как же? Во-первых, он отличался от других, раз ты его заметила. Во-вторых, я могу превратить его в жука-скарабея — полоска как раз будет разделять надкрылья. Ну, а в-третьих... — сказала Света и задумалась.
— Что? Что, в-третьих? — нетерпеливо спросила я.
— Мама, ты ведь подумала обо мне, когда его увидела. О том, что меня он порадует, а значит в нём уже есть частичка любви...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
28 июня. О трудах преподобного Иеронима Стридонского

Сегодня 28 июня. День памяти преподобного Иеронима Стридонского, жившего в пятом веке.
О его трудах — священник Алексий Долгов.
Выходец из Центральной Европы, получивший прекрасное образование в Риме, он известен как автор одного из переводов Священного Писания на латинский язык, который известен под названием «Вульгата». Этот перевод и по сей день остаётся авторитетнейшим для всей западной христианской церкви.
Блаженный Иероним много сделал для развития богословской мысли не только западной, но и восточной православной Церкви. Но, как часто бывает, таланты богословские, духовные дарования и твёрдые принципы, в основе которых была искренняя вера во Христа Спасителя, вызывали не только почитание, но и зависть.
Блаженный Иероним вынужден был покинуть Рим. Он возглавил один из монастырей в Святой Земле, Вифлееме, где пребывал не только в посте и молитве, но и занимался литературным творчеством.
Подвижники как Востока, так и Запада очень высоко отзывались о трудах блаженного Иеронима спустя тысячи лет после кончины блаженного. «Сочинение его, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — сияет по всему миру, как священные светильники. Он муж как учёности обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». А святитель Дмитрий Ростовский называл его учителем церкви.
Описание блаженного Иеронима Стридонского — сокровищница святого Иеронима. Доступ к этой сокровищнице открыт и по сей день для каждого христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема