
Император Диоклетиан не любил Рим. Внук раба и вчерашний солдат, он болезненно подозревал высокомерное отношение к себе со стороны столичной знати. Разделив империю на четыре части и три из них поручив соправителям, в конце третьего века Диоклетиан удалился на восток — в Никомидию. И вскоре вся жизнь в этом городе оказалась заверчена вокруг императорского трона — честолюбивые горожане искали благосклонности монарха и состязались между собой за чины и должности.
Одним из таких напористых карьеристов был молодой чиновник Елевсий. Получив титул епарха — то есть, градоначальника, юноша пришёл в неописуемый восторг. Мало кто знал истинную причину его радости. Ещё в детстве Елевсий был обручен с дочерью знатного никомидийца Африкана, красавицей Иулианией. Когда же невеста достигла совершеннолетия, она стала избегать своего жениха, свадьбу несколько раз откладывали, и было непонятно, состоится ли брак вообще. Елевсий считал, что причина неприязникроется в том, что он недостаточно знатен и богат. Давно, еще ребёнком, Иулиания обронила однажды, что выйдет за Елевсия замуж, когда он станет епархом. И вот, ее пожелание, еще недавно казавшееся фантастическим, сбылось! Преисполненный гордости, новоиспеченный епарх спешил в имение Африкана, чтобы обрадовать невесту. Он застал Иулианию в саду с книгой в руках.
— Приветствую тебя, прекрасная Иулиания! Своей красотой ты затмила розы, которыми благоухает сад твоего достопочтенного отца!
— Здравствуй, Елевсий. А ты с каждым годом становишься красноречивей...
— И это не единственная добродетель, которую я приумножил! Удачливости моей позавидует сама Фортуна — сегодня император Диоклетиан назначил меня епархом Никомидии. Я исполнил твое условие! Теперь, наконец, ты станешь моей женой?
— Условие? Не понимаю, о чем ты.
— Разве ты не помнишь? Давно, ещё ребёнком, ты сказала мне однажды, что мы поженимся, когда я стану епархом.
— Я так говорила? Прости, Елевсий, не помню. И за то прости, что я не выйду за тебя замуж. Ни за тебя, ни за кого другого, пусть это будет даже сам император. Я верю во Христа и хочу остаться девой ради Него.
Елевсий немного знал о христианах. Никто из них не выслуживался перед императором, чтобы занять привилегированное положение, не посещал театр и гладиаторские бои. Сторонилась общества и Иулиания, единственными ее друзьями были книги. Елевсий ни разу не слышал о том, что христиане причинили кому-то вред, и Иулиания ни в чем перед ним не провинилась. Но обида на отказ невесты захлестывала горло и требовала мести. Елевсий написал императору доклад о том, что христиане подрывают устои римского общества, а их вера является угрозой для государства.
Неизвестно, какую роль сыграла кляуза оскорблённого жениха, но спустя некоторое время Диоклетиан издал указ об обязанности каждого гражданина империи приносить жертвы языческим богам. Христиан, отказывавшихся подчиняться этому повелению, вначале наказывали лишением гражданских прав и имущества, а затем стали подвергать мучительным казням. Среди тех, кто был схвачен солдатами императора, оказалась и Иулиания. Девушку привели на суд к епарху Елевсию.
— Ну, что ты мне скажешь теперь, гордая Иулиания? Любишь ли ты своего Христа настолько, чтоб идти за Него на смерть?
— Нечем мне гордиться, Елевсий, как только моим Господом, Распятым, Воскресшим, и открывшим для нас Небесное Царство. Христа я люблю, и буду Ему молиться, что помог мне выдержать мучения и принять смерть за Его Имя.
— Но я не хочу, чтобы ты умирала! Стань моей женой, и я скрою ото всех твою веру. Я засвидетельствую, что ты принесла жертвы римским богам, и не стану принуждать тебя отречься от твоего Христа.
— Земная жизнь, Елевсий, не столь драгоценное сокровище, чтобы платить за него ложью. Я с радостью иду на страдания, смирись и ты с моей смертью.
— Ах, вот как? Ну, так я постараюсь, чтобы страдания твои длились долго, и смерть была мучительной!
Елевсий исполнил свою угрозу. Иулианию предали публичной казни во устрашение других христиан. Однако, жесточайшее зрелище произвело совсем не то действие, на какое рассчитывали император и епарх. Глядя на хрупкую деву, безропотно и кротко принимающую муки, сотни людей открыто исповедовали Христа Богом и Спасителем.
Во время гонений ДиоклетиАна в НикомИдии были замучены тысячи верующих. До утверждения христианства в Римской империи оставалось несколько лет.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые люди, принимающие Таинство Крещения, осознают этот шаг как необратимый. Причём не только для самих себя, но и для Бога, который будто бы оказывается обязан их защищать. Но на самом ли деле крещение необратимо? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Помню, как лет 10 назад я спорил со своим знакомым о крещении. Он утверждал, что оно совершенно необратимо, в то время как я утверждал обратное. Смущал меня в его рассуждениях тот факт, что он отказывал человеку в свободе. Ведь если в крещении мы свободно вступаем с Богом в союз, это, как кажется, должно означать, что и выходить мы можем из этого союза также свободно. Он в свою очередь говорил о том, что при покаянии человек не крестится снова, но возвращается в Церковь, восстанавливая свою связь с Богом, а не начиная её с начала. Согрешивший отпадает от Христа, но становится отпавшим христианином, а не просто снова некрещёным. В этом я был с ним согласен, но и свобода человека в отношениях с Богом была для меня очевидна. В конце концов, если, например, человек отрёкся от веры, он же уже не христианин.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел призывает Коринфян задаться вопросом: в вере ли они? Казалось бы, он спрашивает о чём-то самом простом: веруют они или нет. Но для него этот вопрос не просто о самом факте веры и уж тем более не о факте принятого когда-то крещения. Для ответа на этот вопрос он предлагает им испытывать себя и исследовать свою жизнь на предмет соответствия верности Христу. Причём в верности и силе Самого Спасителя он не сомневается. Потому что хотя Христос и был распят в немощи, Он жив и действует силой Божией в каждом верующем, если только сами верующие остаются теми, кем должны быть. Дословно Павел пишет даже жёстче: «Если только вы не стали непригодными». Именно поэтому апостол молится об учениках, чтобы они творили добро и не творили зла, потому что можно формально быть крещёным, но быть непригодным для Христа самой жизнью. В этих словах апостола ответ на поставленный нами вопрос: конечно, сам факт крещения невозможно отменить, потому что история не имеет сослагательного наклонения, и, будучи крещёным, нельзя стать некрещёным, но человек может жить так, что крещение не будет приносить в его жизни никакого доброго плода.
Впрочем, апостол, не только предостерегает учеников. Он показывает им добрую перспективу и призывает радоваться, устраивать духовную жизнь, быть единомысленными и мирными, чтобы Бог любви и мира был с ними. Думаю, и нам, вступив в завет со Христом, стоит идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковь и Символ веры». Петр Михайлов

У нас в студии был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Михайлов.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о Церкви и Символе веры.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл. Антония о вере и сомнениях.
Все выпуски программы Светлый вечер