
В Евангелии от Матфея есть такие слова: «Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».
Жизнь преподобного Савватия Соловецкого являет нам воплощение слов Христа о горчичном зерне. Савватий с юности стремился к праведной жизни. Когда он подвизался сначала в Белозерском, а затем и Валаамском монастырях, его безответное послушание, терпение скорбей и праведность снискали ему уважение братии и игуменов. Но Савватий только тяготился почитанием и похвалами со стороны братии, и в конце концов, решил искать уединенное и безмолвное место для своих молитвенных подвигов. Так он обнаружил Соловецкие острова.
В то время Поморье населяли преимущественно языческие народы: чудь, карелы, лопыри. Ставить церкви здесь казалось бессмысленным: кто будет служить в этих суровых условиях, да и кто будет молиться. Поэтому жители Поморья не знали Христа и были поражены той верой, которую возлагал пожилой монах Савватий на своего Бога, когда отправлялся жить на отдаленный остров. Сами они плавали туда лишь иногда для рыбной ловли, так как несколько месяцев в году остров был полностью изолирован от материка. Так святой Савватий, общаясь перед отплытием на остров с местными жителями, бросил первое зерно веры в этом крае.
Шесть лет Савватий провел в своем скиту, в общении с Богом. И свет Христов открыл через святого путь многим и многим людям, также ищущим праведной жизни. Вскоре после смерти святого преподобный Зосима Соловецкий тоже поселился на Соловках и поставил здесь деревянную церковь, а уже спустя каких-то сто лет Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь превратился в духовную, культурную и экономическую столицу Севера России.
После шести лет на острове Савватий почувствовал свою скорую кончину и отправился на материк, чтобы принять Святых Христовых Таин. Причастившись, он молился ночью в часовне, где встретил купца по имени Иоанн. Они долго беседовали. Получив от старца множество духовных наставлений и поучений, Иоанн собирался отплывать, но Савватий попросил его дождаться утра, и так как началась буря, купец остался.
Подойдя утром к старцу за благословением, Иоанн нашел его почившим. А спустя много лет Иоанн преподнес Соловецкому монастырю щедрый дар и икону преподобного Савватия. После своей смерти Савватий многих привел к Богу. Благодаря чудесам и исцелениям, происходившим у мощей святого, в монастырь приезжало все больше и больше паломников со всего Русского Севера и многие язычники, увидев происходившие чудеса, уверовали во Христа.
Да и сейчас мы все еще «укрываемся» в ветвях дерева, выросшего из зерна веры преподобного Савватия: трудами Соловецких иноков, давших Русской Церкви целый сонм святых подвижников, христианская вера распространилась на бескрайних пространствах русского Приполярья.
Ленивое счастье

Фото: Piqsels
Жил — был один бедняк-крестьянин. Такой ленивый, что и за тремя морями подобного не найти. Были дни, когда его жена с ребятишками спать ложились голодными.
Вот нанялся он хлеб убирать. Встали работники в ряд и пошли по полю. До конца полосы доберутся — сидят, лентяя дожидаются, так целый день с ним и промаялись.
Вечером пошли крестьяне в деревню, и лентяй вместе с ними. Совсем уж до места добрался, да вспомнил, что оставил серп на ниве. Надо вернуться, без серпа-то куда же, — ведь завтра опять на работу!.. Пока добирался до поля — стемнело. Вдруг видит — идет по жнивью какой-то паренёк незнакомый, колосья собирает да что-то бормочет себе под нос тихонько. Крестьянин притаился на краю поля, стал слушать, а незнакомец говорит сам себе:
— Разве мне мало забот о моем господине? А тут ещё собирай колосья за того, чье Счастье работать не желает!
Услышал такие странные слова лентяй, подбежал к парню и спрашивает:
— Ты кто такой? Что на нашем поле делаешь?
— Я — Счастье хозяина этого поля, — ответил тот. — Ты тут весь день работал спустя рукава, колосья порастерял, а мне их приходится собирать, чтобы хозяин не расстроился. А ты почему же вернулся? Добрые люди давно уже дома за ужином сидят.
— Да я свой серп потерял и вернулся поискать, — говорит лентяй.
— Да вот он, твой серп, у тебя на плече! — улыбнулся незнакомец. — Да-а, видно твоё Счастье, совсем обленилось, коли ты серпа на плече своем не замечаешь.
— В моей жизни нет Счастья, — вздохнул крестьянин.
— Счастье у каждого есть. Только твоё, глядя на тебя, ленивым стало.
— Разве бывает ленивое Счастье?
— А как же! Оно вместе с человеком родится, и бок о бок всю жизнь невидимкой за ним ходит, все привычки перенимает. Эх, видел бы ты, до чего своё Счастье довёл! Худое оно у тебя стало, злое, только и думает, как бы от тебя сбежать.
— А если сбежит? — спросил крестьянин.
— Тогда совсем твои дела будут плохи. Станешь ты беднее нищего, и даже маленьких радостей у тебя в жизни не останется...
— Что же мне делать? Научи, — испугался бедняк.
— Перестань лениться и начни работать на совесть, и твоё Счастье будет с тебя пример брать... Ты сразу заметишь, как оно старается.
Ох, и удивились в тот день крестьяне, когда лентяй до вечерней зари трудился, не покладая рук. Что это с ним вдруг случилось?
В полдень прилёг отдохнуть под кустом в тени, а когда проснулся, сразу работать побежал. И говорить начал загадками: нельзя, мол, чтобы моё Счастье вконец обленилось. Чудеса, да и только!
Как бы ни было, с той поры этот человек и его семья стали жить — в довольстве и уважении.
(по мотивам македонской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Колечко с музыкой

Фото: Piqsels
Жил в стародавние времена в Шотландии волшебник, звали его сэр Майкл Скотт. Всё у него было волшебным — и конь, и меч, и шляпа, и каждое колечко на руке.
Как-то, охотясь в лесу, сэр Майкл почувствовал сильный голод. Он увидел невдалеке фермерскую хижину и отправил своего слугу попросить кусок хлеба.
— Нет у меня хлеба, — грубо ответила просителю фермерша. — Пляши-ка ты, парень, от меня своей дорогой!
Слуга принюхался и явственно услышал запах свежего хлеба. Заглянув в дверь, он увидел пылающий очаг и железные сковороды, на которых лежали свежеиспеченные караваи. С этим он и вернулся к хозяину.
Сэр Майкл Скотт очень разгневался на грубость и скупость фермерши. Сняв с руки одно из своих колец, он велел слуге вернуться в хижину и незаметно спрятать его в щель за дверной притолокой.
Не успел тот выполнить приказ своего господина, как волшебные чары кольца начали действовать. Как раз в эту минуту фермерша наклонилась над очагом, чтобы снять с огня последний каравай, и вдруг ни с того ни с сего ей захотелось плясать. Она закружилась по кухне, громко притопывая, и не могла остановиться.
А муж фермерши с самого утра работал в поле. Он устал, проголодался и был очень удивлён: чего это жена так долго не несёт ему поесть? Поэтому он попросил дочку соседа, чтобы на обратном пути домой та заглянула к его жене и напомнила про обед.
Девушка постучала в дверь фермерской хижины, но ей никто не ответил, хотя в доме явственно слышался шум и топот. Судя по всему, фермерша не услышала стука, потому что громко распевала во весь голос.
Тогда дочка соседа сама открыла дверь и вошла в кухню. Но не успела она переступить через порог хижины, как её тоже охватило желание поплясать, и вместе с фермерской женой они закружилась в шотландском танце.
Прошёл час, фермер так и не дождался жены с обедом, и решил сам пойти узнать, что стряслось. Он в сердцах распахнул дверь, шагнул на кухню и сердито закричал:
— Где мой обед? Сейчас не время веселиться.
Но тут же подпрыгнул и тоже принялся плясать.
Как раз в этот момент слуга спросил у сэра Майкла Скотта:
— Интересно, как она там пляшет, эта фермерша?
— Ты, верно, хотел сказать, как они там втроём пляшут? — поправил его сэр Майкл, у которого был свой способ узнавать, где что делается. — Что ж, думаю, она уже сполна получила своё, а тем двоим пора отдохнуть. Ты можешь вернуться и вынуть колечко из-за дверной рамы.
Говорят, фермерша после этого проспала целую неделю. Во сне она бормотала: «Пляши-ка ты, парень, своей дорогой! Ой, нет, остановись, я дам тебе самый лучший каравай хлеба, у меня их много!» Никто не понимал, о чём это она говорит. Кроме нас с вами, конечно.
(по мотивам шотландской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Харпер Ли «Убить пересмешника» — «Как противиться злу»

Фото: Piqsels
В 1960 году вышел роман американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника». Сюжет его таков: адвокат Аттикус Финч, отец двоих детей, защищает на суде Тома Робинсона, негра, ложно обвинённого в тяжёлом преступлении. За несколько дней до первого судебного заседания Тома из городской переводят в местную тюрьму. И в первую же ночь жители городка собираются возле тюрьмы, чтобы совершить самосуд.
Аттикус, предвидя это, с вечера остаётся возле камеры Тома. Он пытается остановить горожан, те угрюмо наступают, Том, казалось бы, обречён. В этот момент из-за спины Аттикуса раздаётся голос маленькой девочки, его дочери Джин-Луизы по прозвищу Глазастик.
Девочка, узнав в одном из окруживших её отца мужчин соседа, радостно восклицает:
— Мистер Канингем, здравствуйте! Вы меня не узнаёте? Я Джин Луиза Финч. Я хожу в школу с вашим сыном, Уолтером. Вы ему передадите от меня привет?
Все молчат, и девочка обескураженно добавляет:
— Я ничего плохого не хотела, просто сказать — привет.
Отец Уолтера обещает, что передаст сыну привет, а потом коротко командует: «По домам, ребята». Горожане в молчании расходятся.
Весь роман «Убить пересмешника» выстроен на вопросе: есть ли смысл противиться злу, если ты заранее знаешь, что проиграешь? Аттикус, принимая роль защитника Тома, говорит, что смысл есть всегда. И он прав. Один Аттикус не смог бы остановить разъярённую толпу. Но он сделал, что мог, и в последний момент несколько слов маленькой девочки спасли и его самого.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение



 
 



