Рим., 112 зач., XIII, 11 — XIV, 4.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня, накануне Великого поста, Церковь в очередной раз словами апостола Павла напоминает нам об очень важной вещи: у каждого человека свои отношения с Богом, своя степень веры, своя мера поста, а потому христианское совершенство начинается с умения сосредоточиться на своих отношениях с Богом вместо того, чтобы внимательно наблюдать за другими людьми.
Впрочем, апостол Павел написал эти слова по совершенно иному поводу. Повод этот был значительно более серьезен, чем размышления о дисциплине и традициях Великого поста. Если немного упростить, то причину написания этих слов можно сформулировать в виде вопроса: идолы реальны или нет? Для апостола Павла ответ был очевиден: их не существует. Следовательно, не существует и ничего идоложертвенного. То, что посвящено идолам, посвящено пустоте, фикции, иллюзии человеческого разума. Из этого подхода следует и практический вывод: христиане, живущие в языческом мире, могут совершенно не обращать внимания на происхождение того, что попадает им на стол, они могут без смущения есть все, что угодно. Вместе с этим апостол Павел признает, что для такого подхода необходима вера, а вера, в свою очередь, бывает разной. Апостол сводит вопрос отношения к идоложертвенной пище к вопросу о степени веры, при этом он призывает никого не осуждать и относиться ко всем с пониманием и снисходительностью. Есть крепкие в вере, а есть немощные. Немощные не готовы в полной мере признать то, что идолов не существует, в их представлении это некоторая объективная реальность, соприкосновение с которой способно осквернить человека, поэтому эти люди предпочитали воздерживаться от вкушения идоложертвенного с тем, чтобы сохранить верность Христу.
При прочтении и анализе этих слов апостола возникает двоякий соблазн. Во-первых, хочется присоединиться к апостолу Павлу и объявить себя самого сильным в вере, тем, кто не верит в существовании идолов, тем, для кого пост не имеет никакого смысла. А во-вторых, раз пост для христиан первых поколений вытекал лишь из отношения к идоложертвенному, то можно вовсе отказаться от поста как от вещи совершенно неактуальной — ведь мы сегодня, как правило, не сталкиваемся в своей жизни с идоложертвенными продуктами.
Первый соблазн снимается одним простым замечанием: сильный в вере вряд ли знает и помнит собственный знак зодиака. А это явно не про наше общество. Все приметы, все связанные с ними опасения, — о том же, они означают, что вера во Христа слаба, а мы немощны. Ну а второй соблазн устраняется, если перестать ощущать себя человеком без рода и без племени. До нас жили люди, будут они жить и после нас. Мы — лишь часть очень длинной цепочки, мы связаны как с прошлыми, так и с будущими поколениями. Этот факт накладывает на нас ответственность и перед первыми, и перед вторыми. Пост имеет отношение к нашим предкам, к тем, кто вынужден был выживать среди языческого мира, кто шел за Христом в очень непростое время и в крайне сложных обстоятельствах, кто спотыкался и падал, кто был немощен, но тем не менее сделал все, чтобы достигнуть вожделенной цели — Христова Царства. Мы, каждый в свою меру, постимся в память об этих людях в надежде, что по их молитвам Господь укрепит нас в вере и сподобит благой участи в вечности.
Делать приятное. Алёна Боголюбова
Когда мой сын был маленьким я однажды застала его с друзьями за игрой с котенком. Так мне показалось издалека... Когда я подошла ближе, выяснилось, что это, мягко говоря, странная игра. Они выворачивали ему уши и старались погладить против шерсти. Мальчиков забавляла реакция котенка.
Он шипел, выгибал спину.
Я прервала это развлечение и задиристый смех.
— Ребята, а что интересного в этой игре?
— Он так забавно шипит — ответили мальчики.
— Вы понимаете, что делаете котенку неприятно? А можно погладить так, чтобы ему понравилось.
— И что будет? Нам что с того? — спросил один из ребят.
— Знаете, можно испытывать радость и даже удовольствие от того, что другому приятно.
И мы стали пробовать все вместе гладить котенка так, чтобы он успокоился, а потом и замурлыкал.
Моему сыну тогда было лет семь. Но, странное дело, я замечаю, что и многие взрослые люди не открыли для себя эту радость — делать приятное другому. Как с котенком мы тогда угадывали, что ему больше нравится; когда гладят по голове или когда чешут брюшко или когда за Ушком чешут, так и с людьми, интересен уже сам процесс познания, что доставляет удовольствие ближнему.
Мы с сыном тогда стали тренироваться, выбирая подарки к Рождеству. Я хотела научить ребенка быть внимательным к нуждам ближнего. Чтобы подарок был полезным, стал проявлением заботы. Заметили, что у папы износился очечник, ему было уже неудобно класть туда очки. Сын решил сам смастерить очечник для отца на уроке труда. Потом придумали купить ему новую большую кружку. Муж всегда просит налить добавки чая. А еще договорились с бабушкой, что она свяжет теплые носки для папы. Ведь зима наступила очень холодная.
И какой же восторг был в глазах ребенка, когда мы разворачивали рождественские подарки. Он видел искреннюю радость отца, когда тот доставал из подарочной бумаги очечник и говорил: «Как вы догадались? У меня как раз очечник обветшал!» Мальчик радовался реакции папы больше, чем подаркам, которые получил сам.
Сын уже вырос. И в его душе дал плоды этот навык — радоваться радости другого человека. Он очень внимателен к нуждам окружающих людей. Это касается не только вещей. Он чуткий — всегда готов прийти на помощь. Умеет сострадать. А еще я вижу, что способен жертвовать своими интересами ради других.
Я молилась и молюсь, чтобы Господь наполнял душу моего ребенка жертвенной любовью. И благодарю, что когда-то Бог надоумил меня подсказать сыну, как правильно гладить котенка.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Господь управит. Алёна Боголюбова
Мой приход в церковь начался с того, что я просто хотела поговорить со священником. У меня было несколько нерешаемых ситуаций в жизни. Сама прийти в храм и обратиться к священнику не решилась. Не знала церковного уклада. Поэтому решила найти компетентного человека, который бы познакомил со своим духовником.
Зашла в соцсети и нашла там одноклассницу. На фото подруга детства стояла в храме. Я описала ей свою ситуацию, попросила организовать встречу со священником. Одноклассница обещала все устроить, а в ответ на мой рассказ, произнесла интересную фразу: «Все Господь управит».
Я услышала слово «управит» первый раз в жизни. Оно меня поразило. Так же меня тронуло упование подруги на Бога. Я-то хотела все решить в беседе со священником, найти решения, понять свои ошибки. А тут оказалось, что действовать будет Господь.
«Господь управит» — звучало архаично, как-то старомодно для меня, тогда еще далекой от Церкви, но очень точно.
Не поправит, не выправит, не исправит, а именно управит. Исправляют, чинят, уже сломанное, а тут Господь будет управлять ситуацией, стоять над ней творить Божий порядок.
Впрочем, это возможно только, если человек сам пригласит Бога в свою жизнь, если сам захочет жить по воле Божьей. И тогда уже вместе с Творцом, в совместном созидании жизни можно обрести мир. Будут происходить те события, которые способствуют спасению души.
Я приняла это решение. Молилась, чтобы Господь наставил на путь истинный и управил всё в жизни. Всегда буду благодарна и подруге, и Господу за важнейшей поворот на моем пути. Тогда не просто решились проблемы, я обрела смысл и цель бытия. Обрела Бога.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Внезапное воровство. Алена Боголюбова
Недавно мои друзья рассказали мне как пострадали от мошенников. Их обманули, лишили сбережений.
Я сокрушалась вместе с ними. Было ощущения холода от зла, коснувшегося моих близких людей. Ну как люди могут такое совершать? — думала я. Как донести до них, что воровство — это страшный грех?
Открыла книгу отца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». В ней он очень подробно разбирает все заповеди. Я надеялась найти там слова, которыми можно вразумить неправедных людей, а нашла нечто, что заставило меня обратить внимание на собственные грехи. Может показаться, что это — пустяк. Ну, принесла подруга к столу салат в очень удобной миске. И забыла её. Ну, и ладно. Так миска теперь у меня и прижилась. Другая приятельница дала сумочку для выхода в свет очень подходящую к моему платью. И вот уже который месяц не могу её вернуть.
Спросите, при чем тут воровство? Думаю, в моем случае пока ни при чем, но такие, казалось бы мелкие моменты важно отслеживать в себе. Мне понравилось чужое. Но чужое — это же не своё. Едва ощутимое, мимолетное желание им обладать — вот уже и путь ко греху. Святые отцы учат нас побеждать страсти при первом же движении души. В зачатке.
Если малое нарушение заповеди станет нормой, дальше может последовать, пусть небольшое, но искажение системы ценностей, потом — совести.
Господь сказал: «В чем застану, в том и буду судить». Как бы нам не окончить жизнь с чужими вещами на руках и с неправильными помыслами в голове. Так что, есть о чем подумать самой, прежде чем вразумлять других. И как тут не вспомнить слова Преподобного Серафима Саровского — «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











