
1 октября 1937-го года, после неоднократных обвинений в антисоветской агитации и религиозной пропаганде, был расстрелян епископ Амфилохий Скворцов. Ученый, проповедник, миссионер. Он объездил Калмыкию, Монголию, Прикаспийские степи. Талантливый и активный, он мог бы сделать для православной миссии больше, но не успел — в его планы вмешалась революция.
Священномученик Амфилохий (в миру Александр Яковлевич Скворцов) родился в 1885-м году. На первом курсе Казанской Духовной академии принял постриг с именем Амфилохий. Основным послушанием молодого иерея стала научная деятельность.
Отец Амфилохий в совершенстве изучил калмыцкий язык, а также всю литературу, касающуюся переводов Библии и богослужебных текстов на этот язык. Он был активным участником миссионерских съездов. На одном из них предложил организовать постоянно действующую калмыцкую миссию и переводческую комиссию, тем самым упорядочив труд отдельных миссионеров в этом направлении и сделав его более эффективным.
Молодой ученый был назначен на должность доцента при кафедре монгольского языка, истории и обличения ламаизма. Позже командирован на год в Монголию для изучения тибетского языка и тибетской литературы по ламаизму. По традиции русской миссионерской школы он изучал не только язык, но и культуру обращаемого народа.
Отец Амфилохий был талантливым проповедником. Под сводами кафедрального собора Казани часто звучали его проповеди, послушать которые приходило множество верующих. А 3 ноября 1914-го года в этом храме состоялось важное в миссионерской практике событие — крещение трех китайцев. Заслуга в этом полностью принадлежала иеромонаху Амфилохию.
За усердную службу и плодотворную деятельность он был удостоен высокой церковной награды. А через 2 года в России начались революция, войны и гонения на церковь. Кафедра, наука, миссионерские путешествия — всё это навсегда осталось в прошлом. Но главного — веры — у отца Амфилохия было не отнять.
Он противостоял не только советским властям, но и обновленческим раскольникам, которые поддерживали большевистский режим. В 1922-м году был уволен от управления приходом за отказ перейти к обновленцам. Позже поселился в женском монастыре в глухом краю Минусинского уезда.
В 1923-м году отца Амфилохия первый раз арестовали. Но обвинительных материалов у следствия не оказалось, и уже через неделю он был освобожден. В 1925-м году иеромонаха Амфилохия рукоположили в епископа Красноярского. А в 1926-м году он снова был арестован за продолжение борьбы против обновленцев и приговорен к трехлетнему заключению в Соловецком лагере.
В общей сложности Амфилохий Скворцов пять раз был арестован, девять лет провел в лагерях. Но, даже находясь в заключении, он продолжал выполнять свой миссионерский долг.
Из сибирского лагеря, где заключенные работали в шахтах на добыче угля, владыка писал своей духовной дочери монахине Варваре (Цивилёвой): «питание в лагере плохое, собираем картофельные очистки и им бываем рады». Тяжелые условия провоцировали повальное воровство. Отец Амфилохий беседовал с заключенными и, в конце концов, его проповеди принесли плоды — воровство прекратилось. Более того — многие из заключенных обратились к Богу.
На последнем допросе владыка сказал: «Я снова заявляю, что советской власти и ее укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восстановления правильной духовной жизни народа». 20 сентября 1937-го года епископ Амфилохий Скворцов был приговорен к расстрелу.
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер