1 октября 1937-го года, после неоднократных обвинений в антисоветской агитации и религиозной пропаганде, был расстрелян епископ Амфилохий Скворцов. Ученый, проповедник, миссионер. Он объездил Калмыкию, Монголию, Прикаспийские степи. Талантливый и активный, он мог бы сделать для православной миссии больше, но не успел — в его планы вмешалась революция.
Священномученик Амфилохий (в миру Александр Яковлевич Скворцов) родился в 1885-м году. На первом курсе Казанской Духовной академии принял постриг с именем Амфилохий. Основным послушанием молодого иерея стала научная деятельность.
Отец Амфилохий в совершенстве изучил калмыцкий язык, а также всю литературу, касающуюся переводов Библии и богослужебных текстов на этот язык. Он был активным участником миссионерских съездов. На одном из них предложил организовать постоянно действующую калмыцкую миссию и переводческую комиссию, тем самым упорядочив труд отдельных миссионеров в этом направлении и сделав его более эффективным.
Молодой ученый был назначен на должность доцента при кафедре монгольского языка, истории и обличения ламаизма. Позже командирован на год в Монголию для изучения тибетского языка и тибетской литературы по ламаизму. По традиции русской миссионерской школы он изучал не только язык, но и культуру обращаемого народа.
Отец Амфилохий был талантливым проповедником. Под сводами кафедрального собора Казани часто звучали его проповеди, послушать которые приходило множество верующих. А 3 ноября 1914-го года в этом храме состоялось важное в миссионерской практике событие — крещение трех китайцев. Заслуга в этом полностью принадлежала иеромонаху Амфилохию.
За усердную службу и плодотворную деятельность он был удостоен высокой церковной награды. А через 2 года в России начались революция, войны и гонения на церковь. Кафедра, наука, миссионерские путешествия — всё это навсегда осталось в прошлом. Но главного — веры — у отца Амфилохия было не отнять.
Он противостоял не только советским властям, но и обновленческим раскольникам, которые поддерживали большевистский режим. В 1922-м году был уволен от управления приходом за отказ перейти к обновленцам. Позже поселился в женском монастыре в глухом краю Минусинского уезда.
В 1923-м году отца Амфилохия первый раз арестовали. Но обвинительных материалов у следствия не оказалось, и уже через неделю он был освобожден. В 1925-м году иеромонаха Амфилохия рукоположили в епископа Красноярского. А в 1926-м году он снова был арестован за продолжение борьбы против обновленцев и приговорен к трехлетнему заключению в Соловецком лагере.
В общей сложности Амфилохий Скворцов пять раз был арестован, девять лет провел в лагерях. Но, даже находясь в заключении, он продолжал выполнять свой миссионерский долг.
Из сибирского лагеря, где заключенные работали в шахтах на добыче угля, владыка писал своей духовной дочери монахине Варваре (Цивилёвой): «питание в лагере плохое, собираем картофельные очистки и им бываем рады». Тяжелые условия провоцировали повальное воровство. Отец Амфилохий беседовал с заключенными и, в конце концов, его проповеди принесли плоды — воровство прекратилось. Более того — многие из заключенных обратились к Богу.
На последнем допросе владыка сказал: «Я снова заявляю, что советской власти и ее укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восстановления правильной духовной жизни народа». 20 сентября 1937-го года епископ Амфилохий Скворцов был приговорен к расстрелу.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.