
Фото: Piqsels
Мощами в Православии принято называть останки святых людей, которые бережно хранятся Церковью в качестве святыни. Некоторые мощи представляют собой просто кости, но бывает и такое, что тело святого после смерти не поддается тлению. Впрочем, нетленность плоти после смерти не всегда в Церкви расценивается как хорошее явление. Например, в Ватопедском монастыре на Афоне с 14 века хранится ужасного вида рука черного цвета, которая без каких-либо средств консервации сохраняет свой вид и источает зловонный запах. Ватопедские монахи эту руку между собой называют «греховными мощами» и любят в назидание паломникам рассказывать историю ее появления в обители. В 14 веке в Ватопедском монастыре жил некий монах, обязанностью которого было следить за порядком в храме. По окончании богослужения он отчищал свечной воск с подсвечников и пола. Однажды монах заработался и опоздал на трапезу. Придя в монастырскую столовую, трапезную, он обнаружил, что все монахи уже поели. Повар же отказался дать несчастному брату положенную ему порцию еду. Голодный монах оскорбился и вышел из трапезной. Мысли его были одна мрачнее другой, а сердце терзала обида на повара и монастырь в целом. Монах вернулся в храм и, став перед иконой Божией Матери, закричал: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородица? Трудись, трудись, - говорят мне. - А за все это даже куска хлеба не могу получить я в подкрепление моих сил!» Гнев настолько помутил рассудок монаха, что он схватил нож, которым счищал обычно воск, и вонзил его в икону Богоматери. Из раны полилась кровь, весь лик Пречистой покрылся бледностью. Увидев это, монах без сознания упал перед иконой. В таком состоянии его нашли остальные братья. Они также с изумлением заметили струившуюся кровь из пронзенного лика Богоматери. Когда монах пришел в себя, оказалось, что он совершенно ослеп и к тому же парализован. Игумен, то есть начальник монастыря, приказал всей братии молиться о несчастном брате. Усердная молитва о помиловании монаха продолжалась три года. По истечении этого времени Пресвятая Богородица во сне явилась игумену и сказала, что по молитвам братии здоровье вернется к несчастному монаху. Останется парализованной лишь его правая рука – та самая, которой он нанес удар ножом. Утром игумен увидел, что слова Богоматери сбылись – монах прозрел, его тело, кроме правой руки, освободилось от паралича. Долго и горько рыдал монах о своем безумном поступке. Остаток своих дней он провел в молитве перед пронзенной им иконой, искренне каясь и горько сожалея о своем поступке. Перед смертью Божия Матерь явилась монаху и возвестила, что он прощен, но в назидание людям правая рука монаха будет нести последствия его поступка. Когда спустя три года после погребения монаха его могилу, по афонскому обычаю, открыли, братии представилась поучительная картина: все кости умершего были чисты, а вот рука, поднявшая нож на икону Пресвятой Девы, осталась нетленной, почернела и источала ужасный запах. Рука монаха в память об удивительном событии была помещена в ризницу монастыря. Ее выносили для назидания паломников до того времени, как на Афон стали приезжать русские паломники. Однажды один из них, не поняв объяснений греческого монаха, решил, что перед ним не осужденная рука, а мощи святого. Он сделал вид, что целует руку, а на самом деле откусил от нее кусочек, чтобы отнести домой. Несчастный паломник вскоре скончался, отравленный трупным ядом. С тех пор ватопедские монахи показывают осужденную руку крайне редко, боясь повторения печального события. Впрочем, если в монастыре видят, что приехавший паломник способен понять историю несчастного монаха, то ему дозволяют проклятую руку увидеть. Но не с целью устрашения, а чтобы представить яркое доказательство того, что даже самый тяжелый грех человеку Бог может простить, как простил оскорбление Богоматери неразумному монаху. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал об осужденной Богом руке монаха из Ватопедского монастыря на Афоне.
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
- Сколько искусственных языков существует и зачем они нужны
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Зеркальные жёны

В одной деревушке жила мать-старушка с двумя сыновьями. Выросли они, и появилась у матери новая забота: как бы их женить? Давно хотелось старушке внуков понянчить, да уж парни оказались насчёт невест слишком привередливые: все девушки для них недостаточно красивые.
Однажды ночью не спалось матери, поднялась она с кровати, дверь отворила, смотрит — небо звездами усыпано, а вокруг тьма кромешная. Подняла старушка к небу голову и говорит:
— Кто же мне поможет моим сыночкам жён по сердцу найти?
Вдруг видит: на юго-западе одна звезда с неба сорвалась и прямо к ней летит. Опустилась звезда во дворе: так блестит, аж глазам больно, похожа на серебряное зеркало.
— Не горюй, подыскал я для твоих сыновей жён, — сказал ей с зеркальной звезды старец с длинной белой бородой.
— Боюсь, что пустые твои хлопоты, почтенный, — вздохнула старушка. — Я и сама не знаю, кто придётся моим сыновьям по сердцу. Но коли дозволишь, я посмотрю на невест и потолкую со свахами.
— Не понадобятся тебе ни свахи, ни приглашения на красной бумаге, ни свадебные паланкины, — уверил её старец. — Дам я тебе два зеркальца... Завтра в полночь пусть сыновья повернут к юго-западу, от зеркал лучи пойдут, и широкая дорога откроется. По этой дороге пусть твои сыновья идут — там и жён себе найдут.
С этими словами звезда растаяла, словно это была большая льдина, а на её месте остались лежать два круглых зеркальца.
Проснулись наутро сыновья, мать-старушка им про ночной случай рассказала и по зеркалу вручила.
Увидел в своём зеркале старший сын девушку в красном платье с красным пионом в руке. Такая красавица, каких свет не видывал!
Младший сын тоже заглянул в зеркальце, а ему оттуда красавица в жёлтом платье улыбается, в руке жёлтый пион держит.
— Вот на них, матушка, мы жениться хотим, — сказали сыновья и стали дожидаться полночи, чтобы по лучу отправиться за жёнами.
Всю ночь они шли без устали, а на рассвете очутились у высокой горы. Обошли сыновья гору и увидели пещеру, от которой шёл серебристый свет. Внутри оказалось большое зеркало, в котором парни увидели двух девушек небывалой красоты: одну с красным цветком в руке, другую с желтым.
— Как же вас освободить, чтобы к матушке домой привести и сразу две свадьбы сыграть? — спрашивают сыновья.
— А зачем? — говорят красавицы. — Нам и здесь хорошо. На самом деле, мы живём на далёкой звезде. Пришла пора замуж нам выходить, и отец сделал так, что в этой пещере наши мужья могли сколько угодно любоваться нашим отражением. Повезло вам: у всех обычные жёны, а у вас двоих будут зеркальные...
Переглянулись братья — и бегом обратно домой. Полюбоваться красавицами в зеркале, конечно, хорошо, но ведь не всю жизнь!
Вскоре оба парня на радость матери благополучно женились в родном селе. И живут, как говорится, рука в руку, душа в душу, чего и другим желают.
( по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Бабушка Тан

Фото: Manny Becerra / Unsplash
Знаете ли вы, что в Китайской Народной Республике официально установлено звание «Национальный образец нравственности»? Эту награду регулярно присуждают гражданам страны за добродетельные поступки. Одна из почётных лауреатов — пенсионерка по имени Тан Цайин, или «бабушка Тан», как называют её приёмные дети.
А таких детей у неё 38! Сегодня это взрослые мужчины и женщины, которых объединяет одно: каждого из них в младенчестве бросили родители, а наша героиня взяла под опеку.
Это началось много лет назад, когда Тан работала уборщицей в больнице города Синью, в одной из провинций на юго-востоке Китая. Однажды зимним утром она заметила рядом с железнодорожными путями плачущего ребёнка, завёрнутого в пальто. Это оказалась девочка. Тан Цайин отнесла её домой, искупала, накормила и дала ей имя Фанфан, то есть цветочный аромат.
К тому времени у Тан было пятеро родных детей-подростков. Одна из старших дочерей, выпускница школы по имени Айпин, ухаживала за малышкой Фанфан, пока мама работала.
Вторым найдёнышем стала девочка, которую Тан назвала Чжэньчжэнь, — в переводе с китайского «драгоценный дар». Её кто-то оставил в больнице, где работала Цайин.
Таким образом за десять лет добрая женщина спасла почти сорок брошенных девочек и мальчиков! Большинство из них были новорождёнными. Тан благодарна руководству своей больницы за то, что в те годы ей выделяли свободную палату. Там лежали ослабленные младенцы, и уборщице было удобно за ними ухаживать.
«Мой покойный муж сначала ворчал, что нашего дохода едва хватает на собственных детей, не говоря уже о приёмных, — вспоминает Тан Цайин события полувековой давности. — Но я была полна решимости спасать подкидышей, и со временем строгий, но добрый дедушка их тоже полюбил».
Выйдя на пенсию, многодетная мама подрабатывала сбором и сортировкой мусора, чтобы на вырученные деньги покупать детям еду. А в более почтенном возрасте, когда сил у неё поубавилось, пенсионерка занялась поиском приёмных родителей для подопечных. Сегодня повзрослевшие дети не только навещают бабушку Тан, но и помогают ей материально.
После номинации на звание «Национальный образец нравственности» об огромной семье Тан Цайин узнали миллионы китайцев! Её родная дочь Айпин рассказывает: «Для моей матери добрые дела — не вопрос выбора, а то, что она считает просто необходимым делать».
А я любуюсь улыбкой бабушки Тан на фото к публикации проекта Баба-Деда и понимаю, что эта женщина показала нам, что такое любовь.
Все выпуски программы Живут такие люди