
21 марта Православная Церковь вспоминает за богослужением преподобного Лазаря Мурманского — основателя Свято-Успенского монастыря на Онежском озере, и просветителя лопарей — финно-угорского языческого народа.
Инок Лазарь, родом из Константинополя, в 1343-м году прибыл на русскую землю и поселился в новгородском монастыре, где 10 лет его духовным отцом и учителем был архиепископ Василий.
По преданию, после своей смерти святитель Василий явился преподобному во сне и указал идти на север, к острову Муч на Онежском озере. В то время новгородцы предпринимали первые попытки обратить в христианскую веру народы, населявшие Поморье.
Остров был необитаем. Здесь Лазарь построил небольшую хижину и стал вести отшельническую жизнь, проводя время в посте и молитвах.
Но вскоре его покой нарушили жившие рядом с Онежским озером лопари, которые были недовольны появлением незнакомца на их территориях и были настроены крайне враждебно: преследовали и избивали святого и даже пытались убить.
Однажды воинственные язычники сожгли хижину преподобного. Житие описывает, что после этого святому Лазарю явилась чудом уцелевшая от огня икона Успения Пресвятой Богородицы, которой его благословили при постриге. Голос, исходивший от иконы, призывал святого построить на этом месте церковь, а потом он услышал: «Неверные люди станут верными, будет единая Церковь и единое стадо Христово».
Прошло немного времени, и эти слова стали сбываться. К преподобному вдруг пришел старейшина лопарей, но не с очередными угрозами, а с просьбой исцелить от слепоты его ребенка. Он обещал, что тогда его народ оставит Лазаря в покое. Молитвами святого ребенок прозрел. Лопари сдержали свое слово и ушли с острова. А их старейшина принял крещение и остался в обители с Лазарем.
Со временем слава о преподобном разнеслась по всей округе, отовсюду к нему стали прибывать люди — за советом и молитвенной помощью. Многие становились монахами и оставались на острове. Среди них были и лопари, которые благодаря праведной жизни и евангельским проповедям святого уверовали в Христа.
Скромная обитель быстро разрасталась, и святой Лазарь отправился в Новгород к епископу Моисею за благословением на устройство монастыря. Вскоре после этого началось строительство. Сначала была воздвигнута церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставшая первой во всём Поморье. Затем появились церковь святого Иоанна Предтечи и деревянная церковь Воскрешения Лазаря, которая сохранилась до наших дней.
Преподобный Лазарь до самой смерти ревностно трудился над устройством и укреплением Мурманского Успенского монастыря, неустанно заботясь о духовном просвещении своей братии.
16 ноября. О действии Божьей благодати

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа после исцеления Им кровоточивой: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».
О действии Божьей благодати — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Евангельский отрывок об исцелении больной кровотечением женщины раскрывает не только силу веры болящей, но и приоткрывает завесу действия Божией благодати. Как мы знаем, Вселенная сотворена Господом, Бог вездесущий, и в этом мире Он проявляет Себя через действия Божией благодати.
Иногда она бывает видима, как исходящий от Христа свет или слава, которую лицезрели апостолы на Фаворе. В данном случае эта благодать проявила себя как сила, исшедшая от Христа.
Конечно, мы не можем на себе прочувствовать, как сила благодати исходила из тела Христова, ведь мы не боги, но однозначно утверждаем, слова Господа об исходящей из Него силе сказаны для нашего понимания, что произошедшее было не обманом, призрачным явлением или шарлатанством.
Христос говорит о действительном исцелении женщины и открывает, какова причина её исцеления, то есть исшедшая из Него благодать. Хотя для самого Господа все было очевидным и не требовало исследования, кто прикоснулся к Нему, однако всё это Он проговаривает вслух, чтобы мы умели разбираться в невидимых нами, но действительных явлениях Божией благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О предназначении человека
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
О предназначении человека — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевую идею христианского учения о предназначении человека. Она объединяет несколько важных аспектов, а именно: связь с Богом через Иисуса Христа, созидательную природу человека и конкретизацию его миссии в совершении добрых дел.
В православном вероучении особое внимание уделяется теме обожения, то есть процессу преображения человека через сакральное соединение с Богом. Добрые дела в этом контексте становятся инструментом обновления не только окружающего мира, но и собственной человеческой души.
Предназначение человека, согласно христианскому учению, — это не пассивное существование, а активное соучастие в божественном замысле. Созданные во Христе, люди призваны через добрые дела, совершаемые с чистым сердцем, уподобляться Богу, преобразовывать мир и вести других ко спасению.
Как подчеркивает апостол Павел, у каждого человека есть уникальный план и цель, которые в конечном итоге приведут к славе Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О подвиге Праведной Снандулии Персидской

Сегодня 16 ноября. Церковь чтит память Праведной Снандулии Персидской, жившей в четвёртом веке.
О её подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Святая праведная Снандулия жила в Персии и исповедовала Господа нашего Иисуса Христа. Во время гонения на христиан более ста человек были арестованы и после полугодичного содержания в тюрьме казнены.
Саму Снандулию не арестовали, она была мирянкой, а целью гонений были аресты клириков, священников, диаконов, монашествующих. Царь Сапор полагал стратегически, что, арестовывая духовенство, он таким образом обезглавит Церковь. И церковная община, не имея иерархического возглавления, закончит своё существование естественным образом. Если некому совершать таинства, если некому рукополагать священников, то Церковь физически не сможет существовать.
Вот Снандулия, избежав ареста, узнала дату казни всех арестованных и организовала пышную трапезу. И каждому, кто приходил на эту трапезу, она дарила белоснежную одежду.
И в день казни, когда всех мучеников обезглавили, святая праведная Снандулия смогла выкрасть святые мощи этих мучеников и захоронить их, спася их тем самым от поругания и надругательств.
Все выпуски программы Актуальная тема







