
Фото: Kate Zh/Unsplash
Госпиталь Петербургской Свято-Георгиевской общины сестёр милосердия был переполнен. Шла Первая Мировая война, и с её фронтов каждый день прибывали сотни раненых. Возле окна лежал рядовой, поступивший в госпиталь неделю назад с тяжёлым ранением. Солдат потерял аппетит, совсем ничего не ел и пребывал в удручённом расположении духа.
В палату вошёл доктор — мужчина средних лет в круглых очках на умном, интеллигентном, приветливом лице и сединой в аккуратной острой бородке.
— От еды отказывается, — кивнув в сторону рядового, шёпотом озабоченно пожаловалась доктору сестра.
Врач подошёл, слегка похлопал больного по плечу и участливо спросил:
— Голубчик, ну неужели ты совсем ничего не хочешь? Может, чего-нибудь да поел бы?
Раненый, увидев добродушно-встревоженные глаза врача, вдруг улыбнулся и тихо проговорил:
— Эх, сейчас бы свиных ушек жареных ...
Лицо доктора просияло. Он тут же дал денег на покупку продуктов, и всего через каких-то полчаса блюдо было приготовлено и подано солдату. С этого момента рядовой стремительно пошёл на поправку.
Доктора звали Евгений Сергеевич Боткин — представитель знаменитой врачебной династии, доктор медицинских наук, он считал любовь и неравнодушие к пациентам неотъемлемой частью лечения. Своих студентов в Военно-медицинской академии Боткин призывал иметь открытое сердце и учиться тому, как стать полезным человеку.
Сам Евгений Сергеевич с успехом постиг эту науку. Работу в академии он совмещал с должностью главного врача в Свято-Георгиевской общине, и на этом посту отказался от жалованья в пользу госпиталя, а работал при этом за троих. В Русско-Японскую войну добровольцем ушёл на фронт, вытаскивая раненых с передовой. Во время Первой Мировой в своём царскосельском особняке Боткин разместил военный лазарет.
В апреле тысяча девятьсот восьмого года Евгений Сергеевич по желанию императрицы Александры Фёдоровны был назначен лейб-медиком Императорского двора и личным врачом Царской семьи. И императорская чета, и великие княжны, и цесаревич очень скоро всем сердцем к нему привязались.
В феврале тысяча девятьсот семнадцатого года в стране произошёл государственный переворот. У власти встало Временное правительство; императора Николая Второго и его семью арестовали и собирались отправить в Сибирь. Вместе с Романовыми паковал чемоданы и доктор Боткин. Первого августа тысяча девятьсот семнадцатого года он вместе с императорской семьёй отправился в далёкий Тобольск. И в ссылке продолжал заботиться о ближних, даже конвою не отказывая в медицинском осмотре и лечении.
В октябре семнадцатого власть перешла к большевикам. Царскую семью перевезли в Екатеринбург. Боткину предложили уехать, но верный лейб-медик отказался оставить императора. Положение арестантов значительно ухудшилось. «Поддерживает только молитва и горячее безграничное упование на милость Божию», — писал Боткин в те дни.
В начале июля тысяча девятьсот восемнадцатого года доктора вызвали в штаб охраны арестованной Царской семьи и неожиданно снова предложили покинуть Императора. «Это последнее предупреждение», — равнодушно сказал человек в чёрном кожаном плаще, и Евгений Сергевич понял, что дни Царя, а вместе с ним и его самого, сочтены. Но даже перед лицом смерти он не захотел бросить Николая Второго и его семью. «Видите ли, я дал Царю честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив» — ответил тогда Боткин. И слово своё сдержал.
В июле тысяча девятьсот восемнадцатого в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге доктор Боткин был расстрелян вместе с царской семьёй. Выдающийся врач и скромный, добрый человек совершил подвиг истинного христианского милосердия. В две тысячи шестнадцатом году Русская Праволавная Церковь прославила Евгения Сергеевича Боткина в лике своих святых.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема