Когда-то, в средние века, румынская Буковина (это предгорья Карпат) была частью княжества Молдова. Прошло время, но кажется, что за полтысячи лет ничего не изменилось. Те же буковые и сосновые леса, те же луга с сочной травой и пасущимися стадами. Те же крестьяне, возделывающие свои поля без всякой техники. Те же гнезда аистов на крышах крестьянских домов.
И в этой сельской идиллии - удивительные церкви и монастыри. Удивительные тем, что многие из них по внешнем фасадам покрыты яркими фресками.
В конце пятнадцатого века Молдова оказалась полем битвы между христианской Европой и Османской империей. Воевода Стефан III сражался с переменным успехом, но каждую свою победу отмечал строительством монастыря. Эту традицию поддержал его сын Петру Рареш. Именно при нем фасады храмов превратились в пестрые ковры из фресок.
Каждый буковинский монастырь — уникален.
Обитель в Воронце похожа на нарядную разноцветную шкатулку. Нетрудно заметить, что основной цвет на фресках здесь синий - да не простой, а очень глубокий. Искусствоведы даже придумали термин для необыкновенного оттенка - «воронецкая синь», или «воронецкая лазурь». Иногда Воронец называют Сикстинской капеллой Востока, и причина тому - фреска «Страшный суд». Она занимает весь западный фасад церкви и охватывает по своему содержанию сразу десятки глав Священного писания.
Изюминки монастыря в Молдовице - это батальная сцена «Осада Константинополя» и портретное изображение султана Мухаммеда среди грешников в очереди на Страшный суд. Считается, что именно в Молдовице наружные фрески сохранились лучше всего. Здесь авторы росписей отдавали предпочтение золотому и синему цветам - сочетание благородное и очень выразительное.
В Сучевице самая знаменитая фреска — «Лестница на небеса». Здешний монастырь - последний всплеск уникального таланта молдавских живописцев. И мы знаем имена художников, которые здесь творили. Это братья Иоанн и Софроний. Их любимым цветом оказался зеленый.
Современные румынские ученые провели масштабные исследования в надежде хоть немного разгадать феномен буковинского чуда. Почему краска слоем всего в четверть сантиметра сохранилась до сих пор практически в первозданном виде? Да еще сохранив яркий синий пигмент, который во фресках обычно разрушается самым первым. В чем здесь секрет?
Выяснилось, что молдавские художники добавляли в краску связующие вещества, которые получали из козьего сыра. Именно этот состав придал стойкость знаменитым росписям. И, не смотря на немилости матушки-природы, фрески монастырей Буковины радуют паломников по сей день.
30 апреля. О святости Преподобного Александра Свирского
Сегодня 30 апреля. День памяти Преподобного Александра Свирского, жившего в XV веке.
О его святости, — протоиерей Максим Горожанкин.
30 апреля. О смысле притчи о талантах
Сегодня 30 апреля. Великий вторник.
О смысле притчи о талантах, воспоминаемой за богослужением в этот день, — священник Николай Дубинин.