Симпатичный 16-летний паренёк подъехал к бортику катка и наклонился, чтобы потуже затянуть шнурки на коньках. А когда выпрямился — замер, как громом поражённый. Рядом с ним, изогнувшись в изящном пируэте, плыла девочка. Её лучистый взгляд был устремлён в какие-то лишь ей одной известные дали. Казалось, она не замечала никого вокруг и была полностью погружена в своё плавное движение по льду. Парень не мог отвести от неё глаз. Он стоял у бортика в надежде, что девочка снова проедет мимо. Так встретились народный артист Леонид Куравлёв и его будущая жена Нина.
«Моя душа упала к её ногам», — так вспоминает Леонид Вячеславович о той первой встрече с любовью всей своей жизни. Молодые люди познакомились. А потом оказалось, что живут они почти рядом. Что хрупкая милая девочка учится в седьмом классе, и зовут её Нина. Они стали вместе гулять по Москве. Ходили в кино. И как-то само собой оказалось, что Леонид всё для себя решил: Нина станет его женой. Он очень надеялся, что, когда придёт время, девушка ответит ему взаимностью. А пока они читали одни и те же книги, обсуждали фильмы и радовались дружбе. Им было интересно и легко вместе. Нина казалась Леониду удивительной. Спокойная, рассудительная. «Мы с самого начала бесконечно друг другу доверяли», — говорил Куравлёв.
После школы Леонид поступил во ВГИК, о котором давно мечтал. Студенты главного киновуза страны отличались вольными нравами, но Куравлёв был не похож на других. Он не ходил на вечеринки, не засматривался на юных актрис. Леонид хранил верность своей избраннице. В 1960 году, сразу после окончания института, он сделал Нине предложение, которое она, к его огромной радости, приняла.
Артист не выносит на публику подробности своей семейной жизни. «Счастье любит тишину», — говорит он. Но как-то раз обмолвился, что своей карьерой и актёрской славой обязан супруге. Нина Васильевна была его главным критиком — Леонид соглашался на роль только с её одобрения. Он в красках рассказывал жене о киногероях, которых ему предстояло воплотить. А Нина Васильевна могла не только с интересом выслушать, но и дать дельный совет о том, как привнести изюминку в характер персонажа. И Леонид блистал: из гоголевского Хомы Брута он легко перевоплощался в обаятельного авантюриста Жоржа Милославского, а из него — в непутёвого сантехника Афоню.
А вот в жизни Куравлёв — на удивление постоянный человек. В одном из интервью Леонид Вячеславович признавался, что за все 52 года своего брака ни разу даже не посмотрел в сторону других женщин и не помнит, чтобы они с супругой хоть раз поссорились. «Нина была для меня всем», — говорил артист.
В браке у Куравлёвых родились двое детей — сын и дочь. Счастливый отец заваливал их подарками. Однажды, возвращаясь из заграничной командировки, Леониду Вячеславовичу пришлось долго объяснять на таможне, почему у него, взрослого человека, чемоданы набиты игрушками и конфетами.
«Семья — смысл моей жизни», — говорит артист. Один из его самых, пожалуй, народных персонажей — тот самый сантехник Афоня из одноимённой картины — на протяжении всего фильма мечтает о большой семье. И представляет, как приходит с работы, а дома его радостно встречают жена и дети. Для самого Леонида Куравлёва и его верной супруги Нина такая жизнь стала не мечтой, а реальностью.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.