Преподобный Паисий Святогорец говорил, что семья — одна из главных ценностей в человеческой жизни. Подвижник и святой ХХ века, афонский старец, к которому за духовной поддержкой съезжались люди со всего мира, с большой и трепетной любовью относился к своей собственной семье — родителям, братьям и сёстрам.
Арсений, как нарекли будущего святого при крещении, родился в большой греческой семье Продромоса и Евлампии Эзнепидис. Они жили в Конице — маленьком городке на склоне горы. Продромоса избрали главой комиссии по распределению домов и земельных участков между переселенцами. Он легко мог бы выбрать себе лучшие дом и землю. Но поступил иначе: сначала распределил имущество между земляками, а для себя и своей семьи взял последнее из того, что осталось. Жили они небогато, но их дом всегда был открыт для тех, кто нуждался. Почти каждый день маленький Арсений видел, как его мать раздаёт милостыню нищим. В тяжёлые годы оккупации, когда войска фашистской Германии вторглись в Грецию, Евлампия пекла хлеб и раздавала его голодающим. Эти поступки родителей стали первыми и самыми важными уроками добра, милосердия и любви к ближнему — говорил позже преподобный Паисий Святогорец.
Родители будущего святого посещали церковь, и дома тоже постоянно молились. Детям они читали жития святых. Арсений слушал с горящими глазами: ему так хотелось быть похожим на тех, о ком с таким почтением рассказывали его родители! Однажды, подражая монахам-пустынникам, он забрался на вершину высокой скалы и просидел там до наступления темноты. Возвращаясь домой, Арсений ждал нагоняя от матери. Но Евлампия, хоть и волновалась из-за долгого отсутствия сына, встретила его с ласковой улыбкой. «Мамино благородное, великодушное поведение исправляло меня больше, чем отцовская строгость», — вспоминал позднее преподобный Паисий Святогорец. Образ терпеливой и любящей матери, говорил он, должен для каждого быть примером того, как прощать, терпеть или вовсе не замечать ошибок ближнего.
На любовь своей семьи Арсений отвечал такой же искренней любовью. Однажды, когда отец и мать работали в поле, вдруг разразился ливень с грозой. Арсений не на шутку забеспокоился: каково сейчас родителям? Он позвал младшего брата и сестру, и все вместе они стали молиться за папу и маму. Через несколько минут дождь прекратился!
Как-то раз старшие братья отмечали у соседей праздник и вернулись домой очень поздно. Чуть свет надо было выходить на работу в поле. Арсению стало жалко братьев. Утром он не стал их будить, и пошёл в поле один. Работал за троих, пока те не проснулись и не пришли на подмогу. И хотя было тяжело, Арсений чувствовал необыкновенную радость.
Он очень сильно любил свою семью. И хотя с самого детства мечтал о монашестве, несколько раз откладывал постриг, видя, что родители, братья и сёстры нуждаются в его помощи. А став монахом и подвижником, никогда не забывал родных, и говорил: «Любовь к людям начинается с любви к семье».
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.