
Фото: Kelly Forrister/Unsplash
Константин Паустовский не считал себя детским писателем. Он говорил, что его произведения предназначены для всех. И действительно, даже сказки Паустовского из хрестоматий для начальной школы, способны поразить читателей старшего возраста своей глубиной. Одна из таких сказок, которая называется «Тёплый хлеб», отдельной книгой вышла в издательстве «Лениздат».
«Тёплый хлеб» Паустовский написал в 1954 году, и первым изданием, опубликовавшим это произведение, стал популярный детский журнал «Мурзилка». Это история о мальчике по имени Филька, который обидел раненного коня и навлёк своей жестокостью беду на всю деревню. Рассказ очень короткий, но какие переживания и эмоции вызывает он в душе читателя, сколько смыслов в нём раскрываются! Отношение к братьям нашим меньшим — это лишь то, что лежит на поверхности произведения. А в его глубине — любовь к ближнему, сострадание и милосердие, раскаяние и прощение.
Кажется, что сказка «Тёплый хлеб» написана очень просто. А между тем, её вполне можно отнести к такому замысловатому литературному жанру, как магический реализм, в котором обыденное тесно переплетается с волшебным. Действие рассказа происходит во время Великой Отечественной войны. Советские солдаты, проходя через деревню, в которой живёт мальчик Филька, оставили там раненного коня. Животное приютил мельник, но кормить его было нечем, и конь ходил по дворам в поисках пропитания. Жители с радостью делились с ним, и только Филька, когда конь пришёл к нему на запах хлеба с солью, раздражённо его ударил. И в тот же миг на деревню опустился страшный мороз. Реку заковало толстым слоем льда, и мельница остановилась. А без муки людям не из чего было испечь хлеб. Деревне угрожал голод.
Поймёт ли Филька, что виноват в происходящем? Будет ли он исправлять ситуацию? За развитием сюжета следишь напряжённо. И всё же, в конце концов, сказка Константина Паустовского оставляет в сердце радость. И согревает душу так, как может согреть в мороз кусок «Тёплого хлеба».
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.