1 Тим., 288 зач., VI, 11-16.
Глава 6.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодня апостол Павел рассказывает нам о шести главных добродетелях христианина. Это правда, благочестие, вера, любовь, терпение и кротость.
В русском языке есть прекрасное и глубокое выражение — «кривить душой». И есть не менее ёмкое слово — «кривда». Так вот, христианин — это тот, кто «душой прям», не пытается «соединить несоединяемое», скрыть противоречия и создать видимость ясного и однозначного понимания устройства Божественного мира. Не обманывать себя, не кривить душой — первая ступень духовного восхождения в добродетелях.
Вторая ступень у апостола — это благочестие. В современном языке слово «честь» не особо популярно — но ведь без этого понятия нам вообще не о чем говорить в человеке. Честь как «что ты есть», «чтойтость» человека, обращение к тому самому ценному, что есть внутри — единственное основание любого служения: военного, врача, педагога, священника. Благочестие — это честь, соотнесённая и сонаправленная к благу, к добру. В этом смысле благочестив — не тот, кто каждый день вычитывает утреннее молитвенное правило — а тот, кто не может себе позволить унизительное, колкое слово даже к собственному нашкодившему ребенку. Вопрос чести — это вопрос пределов, переступая которые человек предаёт себя, становится в собственных глазах бес-честным, а значит — пустышкой, бес-сущностным.
Третья ступень — это вера. Вера как вполне определённый настрой души, открытость к Тому, Кому поверил, Кому доверился, Кому вверился без остатка.
Четвертая — любовь. И действительно: на что ещё может опереться любовь, как не на правду, честь и веру?
Только тот, кто любит — может терпеть. Потому и пятая ступень — это терпение. Нетерпеливы — только те, кто не обрёл — или утратил — объект своей любви. Потому и терпеть им — просто незачем.
И, наконец, самая верхняя ступень для апостола — это кротость. Глубочайший внутренний мир, готовность принимать жизнь во всём её многообразии, непредсказуемости и удивительности — такой, какая она есть. Без возмущения и ропота. Без уныния и недовольства. Без гневного отторжения и малодушного отчаяния. Только кроткий может сказать вместе с Пресвятой Девой: «да будет мне по слову Твоему!» Только кроткий может быть максимально чутким к малейшим указаниям Небесного Художника. Только кроткий может суметь переступить через свою неуёмную самость и познать таинство синергии — соработничества между человеком и Богом.
Вот какой замечательный план нашего духовного роста сегодня предложил нам апостол — осталось теперь немного — его исполнить!
Но — не будем унывать! Давайте каждый день почаще заглядывать в этот план и мало-помалу двигаться малыми шагами — главное, не спешить оборачиваться назад!...
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.