
— А вообще, как там люди-то живут, нормальной жизнью или нет?
— Какой нормальной? Жуть! Кто на шахте, те неплохо живут. А все остальные... Голодранцы! И мрут там все очень рано. Хорошо, что мать на юг вернулась. Мне было десять, я вообще больше холод не мог терпеть.
— Там настолько холодно?
— Ну, летом еще туда-сюда, ноль — плюс один. А уж зимой как начнет, и все хуже и хуже! Десять, двадцать, тридцать, из-под одеяла не вылезешь, минус сорок, прикинь?
— Минус сорок?? Морооз!! Ты, юноша, сам спросил! Мороооз!
Главный герой фильма «Бобро поржаловать», почтовый работник Филипп Абрамс, попытался обманом получить служебный перевод на Лазурный берег Франции. Но беднягу разоблачили и командировали в противоположном направлении — в маленький северный городок Берг. Он приходит в ужас от предстоящего переезда в край вечной мерзлоты, населённый неотёсанными дикарями — именно так французы, живущие южнее Парижа, привыкли представлять себе регион Норд Па-де-Кале и его жителей.
Из-за расхожих стереотипных суждений французский актёр и режиссёр Дани Бун и взялся за съёмки кинокартины «Бобро поржаловать». Рождённый на севере Франции, он захотел открыть соотечественникам достоинства своей Родины. В названии фильма узнаётся привычный лозунг «Добро пожаловать», звучащий на языке обитателей Норд Па-де-Кале. Французы-южане именуют их ржиками за особое наречие. Этот диалект настолько своеобразен, что Филипп Абрамс, приехав в Берг и впервые заговорив с местным жителем, решил, что тот вывихнул челюсть.
— Я что-то вас не совсем понимаю, может, все-таки отвести вас к врачу?
— Неее, всё хохоржо!
— Уверяю вас, вы говорите как-то не совсем нормально!
— Потому жто я ржикаю, жто ли?
— Простите?
— Это же наш француржик!
«Француржик», на котором разговаривают жители Берга, оказался неистощимым источником искромётных добрых шуток в сценарии «Бобро поржаловать». Создатель фильма Дэни Бун хотел во что бы то ни стало показать, как глупо судить о живых людях по банальным стереотипам, рассчитывал объяснить, что для дружбы неважно, где человек родился — на севере, юге, западе или востоке. И потому переживал, что кино получалось слишком смешным, что поток юмора уносит зрителя от понимания основной идеи картины.
Опасения режиссера оказались напрасными. Картина «Бобро поржаловать» — действительно, одна из самых остроумных французских комедий. Но по ходу действия вдруг понимаешь, что, смеясь над простоватыми чудаками из Берга, невольно начинаешь искренне симпатизировать им, уважать их за человечность, гостеприимство, щедрость. И так не хочется расставаться с героями картины. Недаром в Норд Па-де Кале говорят: «Чужак, который попадает на север, плачет дважды — один раз, когда приезжает в эти места, а второй — когда покидает их». Так случилось и с главным героем фильма «Бобро поржаловать» Филиппом Абрамсом. Прожив на севере три года, он получает долгожданный перевод на Ривьеру. Прощаясь с Бергом и обретённым на севере другом, славным ржиком Антуаном Баёлем, Филипп не может сдержать слёз.
— Ну, жо?
— Спасибо, жолубчик!
— Да не жа жто меня благодарить!
— Есть.
— Ну видижь, я был прав.
— Ты о чем?
— Кто к нам приежет, тот плажет дважды — в прежний день и в жадний.
— Я, я вовсе не плачу.
— Да ладно, плажешь...
— Нет, не плачу...
— Нет, плажешь...
Есть комедии, которые не просто развлекают и веселят. Они приносят тихую и глубокую радость. И какими бы странными ни казались друг другу жители разных уголков земного шара, проявляя друг к другу добросердечие, они становятся родными. Пробегают финальные титры, гаснет экран, а радость ещё долго-долго теплится в душе, и светит, и согревает. «Бобро поржаловать» — именно такой фильм.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какую роль на моём пути к Богу должны играть другие верующие люди? В какой степени я могу впустить их в свою жизнь? Достаточно ли просто их знать по именам и здороваться при встрече? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Перед нами вступление послания апостола Павла к христианам города Рима. Помимо стандартных приветственных формул, которые мы можем увидеть и в других письмах апостола, здесь говорится об очень неформальном и личном. Апостол благодарит Бога не только за то, что благодаря римским христианам вера распространяется по империи. Он наполнен благодарностью за то, что Господь дал ему этих людей. Ведь он ощущает с ними подлинное единство. Переживает его на самом глубинном, духовом уровне. Поэтому и пишет он, что постоянно вспоминает о них, поэтому и просит Бога устроить их встречу.
Чувства апостола можно понять. Мир языческого Рима был далеко не монолитным. В религиозном отношении он напоминал огромный котёл, в который свалили всё, что под руку попалось. Найти в этом компоте единомышленников было не так-то просто. Если это удавалось, то это было действительно подарком Неба, великой отрадой и утешением. Поэтому и пишет апостол, что желает утешиться общей верой вместе с ними. Он мог не только делиться с этими людьми своим духовным опытом, но и получать через них необходимую для своей миссии поддержку.
Во многом наша ситуация отлична от той, в которой жили первые христиане. Даже с неверующими и некрещёными людьми мы можем говорить о главном на общем языке просто по факту того, что все выросли и воспитаны в европейской культурной традиции. А это традиция, которая в своей основе имеет Евангелие. Наш мир — это в целом мир христианский. Однако в каком-то смысле и мы сейчас находимся в ситуации апостола. Ведь даже если мы разделяем с человеком общие ценности, даже если у нас общие представления о Боге, это не означает, что мы единодушны. Бывает, что мы годами ходим в храм, а людей, которые нас окружают, едва ли знаем по именам. Да и они особо нас не примечают. В этом смысле мы одиночки. И это не норма церковной жизни. Не норма, что мы не можем найти тех, с кем могли бы сблизиться так, как сближаются люди в детстве и юности. Но чтобы это уже было не просто беззаботное времяпровождение, а новое единство, на основе общей веры во Христа, скреплённое силой церковных таинств.
Поэтому счастлив тот, кто может подобно апостолу Павлу искренне, от всего сердца поблагодарить Бога за то, что Тот помог ему найти своих. Тех, кто принимает нас безусловно, такими, какие мы есть. И кого мы принимаем таким же образом. Тех, к кому я хочу вернуться, чтобы поделиться своими достижениями, своими неудачами, своим духовным опытом и получить поддержку и духовный опыт самому. В таком единстве Бог открывается полноценно и действует беспрепятственно. Как Сам Он говорит, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И это есть Церковь, Тело Христово. И спасаемся мы, лишь будучи участниками этого Тела. А потому каждый из нас призван такое единство найти. Для полноценной духовной жизни — это вопрос принципиальный. Всё, что для этого требуется, — молить об этом Спасителя и прилагать к этому поиску собственные усилия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Занятия в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями

Саше 26 лет, и у него ментальные нарушения. Это выражается в его поведении, мышлении и способности взаимодействовать с другими. Тем не менее он — жизнерадостный и активный. Молодой человек не привык сидеть сложа руки, ему важно куда-то направлять свою энергию. Но придумать себе занятие сам он не может, поэтому ему необходима поддержка и чуткое руководство. Всё это он находит в московском центре социальной реабилитации для особенных людей «Турмалин». Здесь Саша вот уже пять лет с удовольствием трудится в свечной и столярной мастерских.
Этапы изготовления свечей особенно пришлись ему по душе. Он совершает определённые действия и тут же видит результат, что для него очень важно. Но и работа с деревом Саше тоже нравится. В столярной мастерской он вместе с мастером шлифует крупные предметы и забивает гвозди.
Посещение таких мастерских для особенного молодого человека — это прежде всего социальная адаптация, а ещё возможность общаться в радостной, дружелюбной и поддерживающей среде.
Благодаря центру социальной реабилитации «Турмалин» люди с инвалидностью обретают своё место в жизни, становятся гораздо увереннее и общительнее, раскрывают свои таланты.
Поддержите проект, очень нужный особенным людям. Сейчас на сайте центра «Турмалин» идёт сбор на организацию занятий в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями. Вы можете принять в нём участие, оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Историческое наследие Новгорода». Сергей Брюн
У нас в студии был генеральный директор Новгородского государственного музея заповедника Сергей Брюн.
Разговор шел об истории Великого Новгорода и о сохранении культурного и исторического наследия этого города.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ; (эфир 09.06.2025)
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода; (эфир 10.06.2025)
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода; (эфир 11.06.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена архитектуре Новгорода. (эфир 12.06.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер