
Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы видим, как апостол обращается к людям ветхозаветной культуры, чтобы объяснить им превосходство Нового Завета над Ветхим. В том числе он говорит об очень важной особенности того, как ветхозаветный человек воспринимал Бога и свои отношения с Ним.
Всякий иудей прекрасно знал не только историю грехопадения, но и ощущал себя виновным перед Богом, потому что не мог не грешить. Он ощущал себя как тот, кто прогневал Бога, тот кто изменил Ему и должен принести жертву. Для чего же он должен был ее принести, если Богу на самом деле эти жертвы совершенно не нужны? Большинство людей об этом не задумывались, они были уверены, что Бог умилостивлен и этого было достаточно. При этом, комментируя подобные жертвы уже с точки зрения новозаветной, апостол пишет, что они не могли «сделать в совести совершенным приносящего» и «установлены были только до времени исправления». Апостол совершенно не говорит о том, что эти жертвы не могли умилостивить Бога, потому что он прекрасно понимает, что смысл их не в этом. Но кроме того, он подчеркивает, что они не могли успокоить и человеческую совесть. И дело было не в том, что человек чувствовал недостаточность этих жертв, а в том, что жертвы, сколько бы их не было, не могли исцелить его, не помогали достичь совершенной праведности, которую апостол называет совершенством совести.
Именно потому, что дело было в человеке, а не в Боге, апостол называет Христа ходатаем. Примечательно, что греческое слово, которое употребляет апостол обозначает не только ходатая, в чем чувствуется некоторое подчиненное положение, но и посредника, миротворца. Кто же изменился после грехопадения? Бог или человек? На первый взгляд может показаться, что это Бог, но по учению Церкви Бог не изменен. Значит после грехопадения изменился сам человек и именно его, восставшего человека, необходимо было примирить с Богом. Своей безгрешной жизнью Христос показывает, что человек способен жить без греха. Он во всем послушен Богу и поэтому даже умирая воскресает. Всем своим подвигом Спаситель свидетельствует о том, что верность Богу возможна и грех чужд первозданному творению. Этим Христос примирил человека с Богом в том смысле, что Он заново открыл для человека путь, который был закрыт грехом.
Что означали кровавые жертвы? Что человек не окончательно зачерствел, что он все еще способен к жертве. Но что означала Кровь Христа? Что человек может быть праведен и послушен Богу до конца.
Каждый, кто соединяется с ним и прилагает все усилия к тому, чтобы прожить жизнь так же, как Он, примиряется с Отцом, встает на путь спасения. Но на этом пути он не одинок: Христос помогает ему идти.
Псалом 25. Богослужебные чтения

Жизнь человеческую не зря сравнивают с морем. Она бывает и тихой, и бурной. Но никогда, ни в дни тишины, ни в периоды треволнений, нельзя терять надежду на Бога. Потому что только Он единственный может быть нам опорой в этом постоянно меняющемся мире. О том и пишет царь и пророк Давид в своём псалме 25-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 25.
Псалом Давида.
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
Псалом 25-й был написан пророком Давидом в крайне тяжёлых для него жизненных обстоятельствах. Против Давида восстал его собственный сын — Авессалом. Конфликт накалился настолько, что страна оказалась перед лицом гражданской войны. Царь, не желая кровопролития, пытался всячески найти мир с сыном. Но, к сожалению, тщетно. В итоге Давиду пришлось даже покинуть столицу, скрываться. Делал он это не из-за слабости, а потому что, повторюсь, не хотел проливать кровь — ни Авессалома, ни его сторонников.
Однако сын Давида всем сердцем желал власти. И властолюбие довело Авессалома до погибели. Бунтовщик впоследствии погиб, а Давид оплакивал кончину своего неразумного наследника. Но это было потом. На первоначальном же этапе конфликта пророк ещё мог находиться в Иерусалиме. Единственным утешением для него было посещение скинии — временного храма-шатра, в котором совершалось ветхозаветное богослужение. Здесь Давид искренне молился, просил Господа о помощи и наступлении мира.
Царь ищет ответа — почему беда пришла в его семью, в его государство? Он обращается к Богу с такими словами: «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей... Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё». Давиду, и правда, не в чем было стыдиться. Он старался жить по заповедям Божиим, вести самый благочестивый образ жизни. Или как пишет он: «я ходил в истине Твоей, не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду».
Давид ищет ответа и смиряется, понимая, что его (ответа) придётся какое-то время подождать. И он готов к подобному испытанию, потому что осознаёт — возможно, ответ Господа может принести боль. Что в итоге и получилось. Авессалом погиб, но не потому, что Бог его умертвил, а потому что сам царевич упорно стремился к погибели, упрямо шёл против заповедей Божиих, обезумев от властолюбия.
Какой урок мы можем извлечь? Мы призваны понять, что далеко не всё находится в нашей воле, что далеко не все люди разделяют наши идеалы. Но отвечаем мы, прежде всего, за себя. Поэтому будем, подобно Давиду, жить в благочестии, ни с кем не искать вражды. Будем в Боге, Его храме, богослужении, обращённом к Господу, находить утешение. А то, что не от нас зависит, поручим Богу, себя, при этом, держа в строгом исполнении правды Господней. Или как пишет в заключении псалма пророк Давид: «А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа».
Псалом 25. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 25. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 25. На струнах Псалтири

1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, [Господи,] и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема