«Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» — этим пастернаковским вопросом задаётся главный герой книги Анатолия Хлопецкого «Монашеский скит», однажды очнувшись на таинственном и незнакомом острове. К счастью, остров оказался обитаемым. Здесь жили люди в длинных чёрных одеждах — монахи, как узнал потом герой. Невероятную историю о человеке, выброшенном морем к берегам Святой горы Афон и полностью потерявшем память, автор не выдумал. С героем, чья удивительная судьба легла в основу романа «Монашеский скит», Хлопецкий случайно познакомился во время одной из паломнических поездок на Афон. И услышал всё из его собственных уст.
За простым и на первый взгляд не слишком интригующим названием книги, кроется произведение, каких в современной литературе, пожалуй, немного: умное, доброе, мудрое, дающее богатую пищу для размышлений. И при всём этом — невероятно остросюжетное, динамичное и захватывающее. Как сказали бы сегодня — настоящий экшн!
События развиваются в лучших традициях жанра приключенческого романа: монахи самоотверженно выхаживают потерпевшего, который не знает ровным счётом ничего — ни где находится, ни как сюда попал, не помнит ни своего имени, никто он такой и откуда. Единственное, что удаётся выяснить довольно быстро — он русский. Услышав однажды молитву «Отче наш» на церковнославянском, герой почувствовал, как она отозвалась в сердце чем-то родным и близким.
А дальше — случайная встреча с людьми из прошлого. Постепенно герой многое узнаёт о себе. Например, что зовут его Данила Горин; что ещё совсем недавно был он крупным бизнесменом...
Но эти новые факты скорее пугают, чем радуют героя. Он пытается заново осознать себя, и как когда-то, в другой жизни, вера в Бога казалась ему чем-то бесконечно далёким и странным, теперь таким же далёким и странным кажется Горину то, чем он жил до момента, когда очнулся под звон Афонских колоколов. Не очень честный бизнес, хладнокровные «разборки» с конкурентами, развлечения «на всю катушку»... Данила решает остаться на Святой горе и стать монахом. Но всё происходит совсем не так, как он задумал...
В книге много неожиданных сюжетных поворотов, много потрясающих до глубины души человеческих историй. У автора романа удивительно тонкое чувство литературной гармонии. Духовная наполненность произведения не мешает ему до самого конца оставаться захватывающей дух одиссеей, а остросюжетность не идёт в ущерб глубокому смыслу. Так же гармонично вплетает автор в художественный текст и три своих небольших беседы с Патриархом Кириллом — как своеобразные комментарии к непростым ситуациям, в которых оказываются герои книги — и этим придаёт повествованию ещё больше оригинальности.
Найти себя, начать новую жизнь — однажды для героя романа Анатолия Хлопецкого эти слова из разряда красивых фраз перешли в самую что ни на есть реальность. И всё-таки, уверен автор, для этого совсем не обязательно идти радикальным путём и терять память. Достаточно просто сделать паузу в повседневной суете и ненадолго заглянуть в «Монашеский скит».
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.