Преподобный Никита Исповедник жил на рубеже восьмого и девятого веков. Он родился на северо-западе Малой Азии, в городе Кесария Вифинская. Мать Никиты умерла, когда тому не было еще и восьми дней от роду. Отец его вскоре принял монашеский постриг. Ребенка воспитала бабушка. С юношеских лет Никита прислуживал в храме и находился в послушании у отшельника Стефана. По благословению старца юноша отправился в Мидикийский монастырь, и со временем стал иноком. Когда прежний игумен обители отошел ко Господу, братия единодушно попросила Никиту возглавить монастырь. При новом императоре Льве возобновилась иконоборческая ересь. Власти преследовали тех, кто хранил и чтил святые иконы. Мирян, священников, епископов отправляли в ссылку, заключали под стражу, пытали и казнили. В восемьсот пятнадцатом году был созван еретический собор. Пригласили на его и игумена Никиту. На соборе большинство было за иконоборцами. Они свергли и сослали патриарха Никифора, сторонника иконопочитания. Никита и другие священнослужители, не предавшие своего патриарха, угодили за решётку. Свободу игумен получил лишь после смерти императора, в восемьсот двадцатом году. Преподобный Никита прославился чудесами, которые совершались по его молитве, даже когда он находился в заточении.
Никита Исповедник - защитник почитания икон.
Преподобный Никита Исповедник жил на рубеже восьмого и девятого веков. Его родиной было город Кесария Вифинская в Малой Азии. Мальчик рано осиротел. Никиту в истинно христианском духе воспитывала его бабушка. Юноша принял решение посвятить жизнь Господу и семь лет провел в Мидикийском монастыре. Основателем обители был преподобный Никифор. Этот авторитетный игумен в прошлом был участником Седьмого Вселенского собора, пользовался уважением императора Константина Шестого. Преподобный Никифор оценил труды молодого инока и поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен. Когда прежний игумен скончался, монахи единодушно выбрали новым настоятелем Никиту. В восемьсот пятнадцатом году новый император Лев Армянин начал преследовать почитателей икон. Они приравнивались к идолопоклонникам. Тогда был арестован и игумен Никита, и многие другие священники и монахи. Новый патриарх-иконоборец Феодот решил обмануть упорствующих. Заключенным объявили, что им будет дарована свобода и разрешено поклоняться иконам, если они примут причастие у нового патриарха. Никиту мучили сомнения, но он согласился. Когда же он увидел, что гонения продолжаются, то раскаялся, что пошел на компромисс. Он снова бесстрашно выступил с обличением Льва Армянина, за что был заточен в темницу. Преподобный Никита вышел на свободу лишь при новом императоре.
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











