Неизвестный солдат. За этими словами стоят горе, слёзы, бесконечное ожидание и тонкая ниточка надежды. 70 лет прошло после Великой Отечественной войны, а дети, внуки и правнуки тех, кто пропал без вести, всё еще надеются отыскать тающие во времени следы. Часто людям это сделать не под силу. И тогда на помощь приходит Вячеслав ПИкулев – волонтёр-поисковик из Ставропольского края.
Вячеслав занимается розыском пропавших солдат всего два года. Но за это время сумел узнать о судьбе сорока воинов. Причём, первым в этом списке оказался дед самого Вячеслава. Истории тех, кого разыскивает волонтёр, как правило, похожи. Солдат воевал, был взят в плен и отправлен в концлагерь, откуда уже не вышел.
Вячеслав работает один. В помощь ему удача следопыта, знание немецкого языка и Интернет. В сети размещены архивные документы вермахта. В них – личные карточки пленных. Вячеслав выясняет, откуда солдат ушёл на фронт, где служил и как попал в плен. А потом передаёт родным всю полученную информацию. Конечно, на одну удачу приходится три провала, но молодого человека это не останавливает.
Вячеслав Пикулев:
«Как вот завязываешься с этим делом, оно интересно, интересно, интересно. Как-то накатывает тогда. Ну ладно, одного человека, к примеру, не нашёл. Потом вот другого человека не нашёл. А на третьего бывает, собственно, всё это и находишь».
Сам Вячеслав с детства был прикован к постели. Врачи поставили диагноз ДЦП и вынесли вердикт: мальчик никогда не будет ходить. Этот приговор вызвал у маленького Славы не отчаяние, а желание действовать. Сегодня Вячеслав ведёт активный образ жизни: по ночам работает с архивами и переписывается с другими поисковиками, а днём ездит на квадроцикле к людям, которые обратились к нему за помощью. Встречи эти, к слову сказать, не для слабонервных.
Вячеслав Пикулев:
«С людьми творится иногда что-то невообразимое. Ну, конечно, потому что родственники. Они могут там и плакать. Вот. Приезжала одна бабулька, она вот, например, даже деньги совала, чтоб нашёл кого-то. Но я не взял, потому что…ну нехорошо на костях делать какие-то такие финансовые возможности».
Благодаря Вячеславу спустя 70 лет к семьям неизвестных солдат возвращаются их герои. Для ПИкулева – это дело чести. А для тех, кто ищет родных – единственная возможность узнать о своих близких, унесённых далёкой войной.
Так, например, внук красноармейца Сергея ГайворОнского – Виктор Ефременко – деда своего никогда не видел. Он пропал в июне 42 года. Вариант тогда такой: «Так, например внук Сергея Гайворонского – Виктор Ефременко – деда своего никогда не видел. Красноармеец ГайворОнский пропал в июне 42 года». Вячеслав узнал о его последних минутах, о месте захоронения. Это грустная история, но Виктор всё-таки рад.
Виктор Ефременко:
«Это родной же дед. Я ж деда не видел. Хоть узнать о нём. Так что это для меня очень важно».
Пока Вячеслав работает как волонтёр. Но ему хочется, чтобы его благородное дело развивалось. Он мечтает юридически зарегистрировать полноправную поисковую организацию. Тогда легче будет искать солдат. Для Вячеслава Пикулева – это важнее всего. Потому что он сам - внук солдата. И не только поэтому.
Вячеслав Пикулев:
«Если допустим, я кому-то помог, то кто-то найдётся в жизни, кто мне поможет. И таким образом вот эта вереница добра, она идет дальше. Это стал смысл моей жизни…».
В данной программе использованы материалы «1 канала».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема