Гость программы — Алексей Гагинский, кандидат философских наук, старший преподаватель Московской духовной академии, старший научный сотрудник Института философии РАН.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
31 января. О духовном опыте общения со святыми
Сегодня 31 января. День памяти преподобных Кирилла и Марии Радонежских, живших в четырнадцатом веке.
О духовном опыте общения со святыми — протоиерей Константин Харитонов.
В свое время, учась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Московской Духовной Академии, мы прибегали в Хотьковский женский монастырь к мощам преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия. И что интересно, было замечено, что мы всегда получали от них большое духовное утешение, как от родителей, которые всегда могли своими молитвами облегчить тяжесть учения, скорби духовные, искушения, которые постигали молодую душу учащегося. Если преподобный Сергий иногда мог на нас взирать строго, то преподобные Кирилла и Мария всегда нас поддерживали и утешали. И в свое время они помогли многим-многим учащимся, которые обращались к ним в своих святых молитвах. Вот мое личное впечатление, когда приходили мы к мощам преподобного Сергия, где-то ты вот там нагрешишь, где-то ты поступишь не так, преподобный строго всегда взирал с иконы. А когда приедешь к мощам преподобного Кирилла и Марии, то они как родители тебя приемлют, утешат, обласкают твою душу своими молитвами. И ты уже не так боишься и не так уже страшишься, что преподобный Сергий как-то тебя вразумит или накажет. Их молитвами, конечно, очень многое изменилось в моей жизни. Слава Богу, что у нас есть такие святые. И не зря, что преподобный Сергий заповедовал, прежде чем к нему прийти, приходить к его родителям, в Хотьковский женский монастырь к мощам преподобных Кирилла и Марии.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 января. О родительском подвиге в День памяти преподобных Кирилла и Марии Радонежских
Сегодня 31 января. О родительском подвиге в День памяти преподобных Кирилла и Марии Радонежских рассказывает священник Алексий Долгов.
Святые Кирилл и Мария были людьми знатного происхождения, но это не мешало им быть глубоко верующими христианами. Любящими пост, молитвы, дела милосердия. Кирилл и Мария вырастив детей, привив им настоящую любовь к Богу и его церкви, в старости ушли в Покровский монастырь Хотьково. Любовь к иночеству передалась от сына преподобного Сергия к родителям. Под конец своей исполненной скорбями жизни праведный Кирилл и Мария пожелали принять ангельский образ, великую схиму. В Покровском монастыре они провели остаток своей земной жизни в подвигах покаяния и молитвы, готовясь к вечной жизни и мирно отошли ко Господу.
Святитель Тихон Задонский много позже говорил, что родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы сам Господь научил их страху своему и умудрил о спасении. Примеры добрых дел нужно являть детям в самих себе. Юные, да и люди всякого возраста, говорит святитель, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Святитель был убежден, что дети особенно подражают жизни родителей. Что замечают в них, то и сами делают. Доброе будет, или дурное — что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить добродетели. И сегодня пример воспитания своих детей святыми Кириллом и Марией Радонежскими является для нас, современных родителей, и наставлением, и руководством.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Происходящие в мире события часто ввергают в уныние, лишают не только надежды на будущее, но даже мысли, что подобная надежда вообще возможна. Но нельзя впадать в отчаяние. Человек, живущий с верой в сердце, понимает, что всё, в конечном счёте, зависит от Бога. И за Бога и нужно, прежде всего, держаться. Об этом и рассуждает апостол Пётр в своём первом послании. Отрывок из 1-й и 2-й глав данного текста звучит сегодня во время Литургии. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Послания апостола Петра (их в составе Библии — два) принято именовать соборными. Иными словами — адресованными не какой-то конкретной общине или определённому лицу, а многим христианам, проживавшим в различных регионах Римской империи. Доказательство этому мы слышим в самом начале прозвучавшего отрывка. Апостол Пётр обращается к христианам Понта, Галатии, Капподокии, Асии и Вифинии.
Национальный состав упомянутых общин был разнообразным — в древних поместных церквях христиане из числа евреев, по большей части, мирно уживались с христианами из язычников. И в тексте апостола Петра мы видим, как он упоминает пророчества Ветхого Завета, указывая, что касаются они не только народа избранного, но и всего человечества. Господь Иисус Христос пострадал на Голгофе за всех людей, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Само чудо пришествия в мир Спасителя Петром рассматривается как величайшее проявление любви Бога к человечеству. Решение Господа стать человеком апостол называет событием, которое вызвало огромное удивление даже у ангелов. Эти таинственные и совершенные существа и представить себе не могли, что их Творец смирится до того, чтобы ограничить Себя материальным телом, подвергнуть Себя переживанию реальных голода, жажды, усталости, боли, наконец, предательства и одиночества. Но всё перечисленное было просто необходимо, чтобы вернуть людям утраченное счастье Рая.
При этом жертва Христова не упразднила свободу воли людей. И одни — с благодарностью приняли дар спасения. Другим — он оказался, к сожалению, не нужен. Но любое решение влечёт за собой последствия. Тот, кто поверил во Христа, находит прочнейшее, непоколебимое основание благодати Божией. Или как пишет апостол Пётр: «камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий во Христа не постыдится». Тот же, кто веру отверг, кто, услышав учение Спасителя, отказался ему следовать, обрекает себя на глубокое несчастье. И тогда Евангелие становится камнем преткновения, орудием, которое оставляет незаживающую рану в горделивой душе. Незаживающую не из-за жестокости Бога, а из-за греховного упрямства самого человека, который не может и не хочет признать собственной неправоты. Мучается из-за того, что отверг любовь Божию.
Тот же, кто её принял, получает способность освящать этот мир, становится носителем так называемого «царственного священства». Искренне верящий христианин, живущий по заповедям, становится светлым посредником благодати Христовой, врачующей раны этого мира, дарующей надежду даже в самые тёмные времена. Ведь Сам Господь завещал нам: «Мира не бойтесь, ведь Я победил мир». И это победой Спаситель делится с каждым, кто верен ему и словом, и делом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов