В начале сентября 2019-го года я оказался на юбилейном вечере в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Кстати, никто из присутствующих так и не смог поверить, что известному историку Виктору Леонидову, автору сотен статей, десятка книг и множества песен, связанных с драматичной темой русской эмиграции 20-го века — исполнилось шестьдесят лет.
...И впрямь, глядя на этого моложавого, энергичного, всегда излучающего какую-то солнечную, созидательную, я бы даже сказал мальчишескую энергию человека, — поверить в шесть десятков прожитых лет не получалось.
Уходя с трехчасового и светлого юбилейного действа, я обзавёлся свежеизданной книгой под названием «...Стране, оставшейся в названьях», посвящённой Виктору Владимировичу Леонидову. В неё вошли статьи, рецензии, интервью Леонидова и полтора десятка текстов, посвященных его благородной работе.
В этот сборник я и захотел положить свою закладку.
...Ну а поскольку книга открывается песнями и стихами Леонидова, годами работающего в архивах русского зарубежья, с прошлого века участвующего в возвращении славных имён и текстов, — мой взгляд сразу упал на его чудесную песню «Я улетаю из Парижа». Пусть строфы из неё и станут нынче Закладкой.
...Я улетаю из Парижа,
Из Мекки русского изгнания,
Где, мне, конечно, было ближе
К стране, оставшейся в названиях.
Той золотой и многозвонной,
И до сих пор до слёз манящей,
Той старой, дореволюционной,
Придуманной и настоящей.
Я наслаждался старой речью,
Конечно, нашей, но другою,
И в разговорах трогал вечность
Своею собственной рукою.
И я вернусь к любимым ликам,
Я в это не теряю веры.
В Версаль, к Марине Грей-Деникин,
В Сен-Клю, к Ирине Touroveroff
Прозвучал фрагмент песни Виктора Леонидова «Я улетаю из Парижа» — в исполнении автора.
Вы услышали? Рядом с «околопарижскими» географическими названиями — имена дочери белого генерала Деникина (её не стало осенью 2005-го) и вдовы брата казачьего поэта Туроверова (автора знаменитого стихотворения «Уходили мы из Крыма...»).
...Николай Туроверов, Раиса Блох, Иван Савин — самые первые в России книги этих поэтов-изгнанников (их стихи звучат в нашей программе «Рифмы жизни») готовил к печати именно Виктор Леонидов — историк, библиограф и архивист.
Живой пример классического подвижничества.
«...Та жизнь, что шла на моих глазах, — пишет в приветствии к сборнику о Леонидове Наталия Дмитриевна Солженицына, — была Вами преданно отдана нашей истории и культуре, пронзительным судьбам русских мальчиков, заброшенных на чужбину, а ныне светло воскресающих в Ваших стихах и песнях...»
...К окну, где тянутся каштаны,
Немыслимым пылая светом,
Где над архивом я, как пьяный,
Читал забытого поэта.
Что столько воевал, но выжил
В песках Сахары и Херсона.
Да, вышло так, писал в Париже
Боян станиц родного Дона.
Среди крестов и обелисков
Сен-Женевьевского предместья
Он лег под кроною ветвистой
На Пантеоне нашей чести.
Мне б задержаться лет на двадцать,
Могилы навещать святые,
Но только надо возвращаться —
Лететь в Россию из России.
Я улетаю из Парижа..
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов