Игорь Ефимов стал одним из самых знаменитых советских актёров дубляжа, а его супруга Ираида отказалась от сценической карьеры ради семьи. Он недели и месяцы проводил в командировках, а она посвятила себя дому и детям. Супруги были счастливы, потому что роли в их семье распределяла сама любовь.
Игорь Ефимов и Ираида Вечерик познакомились в 1954 году, когда одновременно поступили на первый курс Московского театрального училища имени Щепкина. Оба отличались застенчивостью, которая, впрочем, не помешала молодому человеку начать ухаживать за девушкой, а девушке — быть к этим ухаживаниям благосклонной. Они поженились ещё до окончания училища. И в своём выпускном спектакле Ираида играла уже нося под сердцем первого сына Константина.
После окончания учёбы — шёл 1958 год — Ираиде Ефимовой предложили работу в Малом театре и даже готовы были дать роль Ольги в «Трёх сёстрах» Чехова. Но у Игоря в Ленинграде оставалась больная мать. Он не мог её бросить, а Ираида не могла бросить супруга. На семейном совете молодые люди решили переехать в северную столицу.
К счастью, со временем мама Игоря Ефимова поправилась. И супруги смогли в начале 1960-х годов отправиться в ГДР, где стали ведущими актёрами театра Группы советских войск. Когда сыну Косте было пора идти в первый класс, Ефимовы вернулись в Ленинград. С этого времени и до конца 1990-х годов Игорь Ефимов никогда не сидел без работы. «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Звезда пленительного счастья», «Остров сокровищ», «Анна Каренина» — вот только некоторые фильмы, в которых он снялся. Голосом Ефимова говорят в некоторых картинах персонажи Василия Шукшина, Армена Джигарханяна, Борислава Брондукова, Анатолия Папанова.
Ираида же после возвращения из ГДР решила завершить актёрскую карьеру. Дело в том, что сын Костя хотел играть на пианино, был музыкально одарён, и родители решили отдать его в специальную школу при консерватории. Мать решила посвятить себя занятиям с сыном. И её труды не пропали даром. Константин Ефимов стал известным композитором. Младший сын Ефимовых Игорь, который родился в 1967 году, — режиссёр дубляжа на петербургской студии «Невафильм». «Мама реализовала в нас свой творческий потенциал, — вспоминает Игорь Игоревич. — Она стала автором нашей семейной вселенной, и эту вселенную оберегала».
Игорь и Ираида прожили душа в душу больше сорока лет, и этому нисколько не мешали затяжные командировки востребованного актёра. У Ефимовых было заведено: каждый день они обязательно разговаривали по телефону. «На нас многие смотрели с недоумением, — рассказывает Игорь Игоревич Ефимов, — ведь счета за телефонные разговоры оказывались очень большими. Но папа шёл на такие расходы, потому что понимал: важно не терять связь с женой и детьми, быть в курсе их мыслей и желаний».
И эта связь не разорвалась до самого конца жизни актёра. Когда в 2000 году Игорь Константинович умирал — у него была последняя стадия рака — а священник, друг семьи, отец Владислав Кумыш совершал чинопоследование при разлучении души от тела, вокруг отца семейства собрались все домочадцы. Актёр смотрел на них и непрестанно повторял, что очень их любит. И отошёл к Господу с именами самых близких людей на устах.
«Жизнь мамы и папы, — вспоминает Игорь Игоревич Ефимов — это удивительный пример жертвенной любви, которая выражалась в реальной душевной близости мужа и жены, родителей и детей. Они преподали нам такой урок, который мы никогда не забудем. Их любовь всегда с нами».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Правописание слова «Бог» — контекстный подход;
— Обсуждение на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви рисков использования искусственного интеллекта;
— Общение человека с искусственным интеллектом как духовная проблема.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM