
Давным-давно это было. Жили мирно и дружно голубь и голубка. Каждый год вили они гнездо на большом дереве, которое росло на берегу моря. И каждый год голубка выводила птенцов.
Однажды, когда птенцы были совсем маленькие, кончились у них запасы корма. Голубь говорит: «Я полечу, поищу еды, а ты охраняй гнездо». Долго повсюду летал голубь, но нашёл только один-единственный пшеничный колос.
Принёс он этот колос голубке и говорит: «Нигде нет еды. Держи этот колос в клюве, в гнездо не клади, а то птенцы его сразу склюют. Сегодня они ещё не так голодны. А завтра мы поделим этот колос. Я полечу опять, попробую ещё что-нибудь найти».
Держит голубка колос в клюве, успокаивает птенцов, ждёт голубя. А его всё нет и нет. Вдруг налетел ураган, потемнело море, пошли по нему седые волны: они стали разбиваться о берег, так что брызги долетали до гнезда.
— А-а-ах! — вскричала в страхе голубка и уронила колос.
Голубь где-то переждал бурю и, когда стемнело, вернулся к гнезду.
«Я больше ничего не нашёл, — сказал он. — Придётся поделить наш единственный колос».
«О, мой дорогой супруг, когда была буря, и волны вздымались до нашего гнезда, я вскрикнула от страха и выронила колос», — призналась голубка.
Голубь был очень голоден и сердит.
— Неправда! — сказал он, — Ты сама съела колос. Ты плохая жена и мать моих детей.
Голубка снова стала ему рассказывать, как она случайно выронила колос из клюва, но голубь только всё больше сердился. Да и голодные птенцы так орали, что никаких сил не было терпеть.
Дошло до того, что голубь выгнал голубку из гнезда. Улетела она с плачем — стала в лесу жить. Вскоре голубята вылетели из гнезда, сначала они навещали изредка в лесу свою мать, а потом разлетелись, кто куда. Теперь у них были свои гнёзда и свои семьи, у птиц не очень-то заведено помнить про родителей.
С наступлением зимы одинокий голубь улетел в тёплые края.
Но вот наступила весна, и его снова потянуло в привычное гнездо на берегу море. И что же он видит? Под деревом появилось целое поле пшеницы.
«А ведь правду тогда говорила голубка, что она от страха выронила колос, — догадался голубь. — Если бы она сама его съела, всходы бы не появились».
Понял голубь, что напрасно он обидел голубку. Полетел её в лес искать, да так и не нашёл. Никто не знает, куда она улетела и где новое гнездо свила. Грустно стало голубю, да ведь прошлого не воротишь.
Лёгкие на гнев и быстрые на расправу в семейной жизни счастливыми не бывают.
(по мотивам калмыцкой сказки)
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема