
Иона спешил. Он надеялся до рассвета попасть в порт Иоппию, ныне известный как Яффа — с первыми лучами солнца оттуда уходил корабль в Фарсис. Что это за город, беглец представлял очень смутно, ему было важно лишь то, что плыть придётся много дней в сторону, противоположную Ниневии. Именно в Ниневию Господь накануне повелел Ионе отправиться с возвещением — город избежит наказания, если все его жители покаются в грехах. Эта миссия тяготила пророка. Ниневитяне, как и прочие соседи-язычники, причиняли израильтянам немало страданий. Погрязшие в идолопоклонстве, они были бесконечно далеки от Бога и Его заповедей. Ионе казалось, что покаяние невозможно для этих жестокосердных людей. А если и возможно — неужели Создатель простит и помилует их? Неужели им удастся избежать заслуженного наказания? Пророк не мог смириться с таким исходом и потому бежал, бежал без оглядки от Божьего повеления. Дорога ложилась под ноги ровной скатертью и все время шла под уклон. Ступив на корабль, Иона спустился в трюм, забился в дальний угол, укрылся тяжёлой парусиной и провалился в глубокий сон. Проснулся он оттого, что корабль ходил ходуном. Штормящее море играло судном, и в тёмном трюме невозможно было понять, где пол, а где потолок. Внезапно открылась дверь, и в трюм спустились несколько матросов.
МАТРОС:
Плохи, наши дела! Капитан велел всем молиться — только на высшие силы надежда и осталась. А еще был приказ кинуть жребий — кто из нас так небеса прогневал? Так что давай, тяни и ты!
Жребий указал, что корабль терпит бедствие по вине Ионы.
МАТРОС:
Кто же ты, странник, навлёкший на нас беду? Что за преступление ты совершил? И что нам делать с тобою?
ИОНА:
Я еврей, верю в Единого Бога, Сотворившего небо и землю. Я бежал от Него, надеясь скрыться за морем. Но Он настиг меня своим гневом, а вместе со мной и вас. Бросьте меня за борт, и буря тотчас утихнет.
МАТРОС:
Погоди, за борт всегда успеется! Давай, молись крепче, а мы станем грести к земле, может, и минует нас напасть!
Но как ни старались корабельщики, судно удалялось от земли. А шторм, между тем, бушевал всё сильнее. Иона настаивал, чтоб его бросили в море, и моряки, в ужасе и печали, послушались. Стихия утихла мгновенно!
На корабле никто не сомневался, что Иона погиб. Но Господь судил иначе. Таинственное морское животное поглотило пророка, и он оказался в утробе, словно в темнице. Через три дня и три ночи гигантская рыба извергла Иону на сушу у берегов Ниневии. Пророк явился в город, и возвестил его жителям, что только покаяние может спасти их от смерти. И ниневитяне послушались! Все они, от мала до велика, от царя до раба, облачились во вретище. Люди дали зарок не есть и не пить сорок дней и со слезами молились Богу, обещая никогда больше не творить злых дел.
Иона построил себе шалаш за городскими стенами и жил там, ожидая Божьего суда над язычниками. Когда стало ясно, что Господь помиловал Ниневию, пророк огорчился.
ИОНА:
Пророчество мое не исполнилось! А ведь я не хотел принимать эту миссию, зная, что Ты, Господи, помилуешь грешников!
Скорбь праведника усугубилась еще и от того, что засуха уничтожила дерево, которое росло возле его шалаша и спасало от зноя. Он дерзнул упрекнуть Создателя.
ИОНА:
Отчего же Ты, милуя язычников, не сохранил для меня этого дерева?
«Иона! — отвечал Творец своему служителю. Ты жалеешь о растении, которое не сажал и не растил. Как же Мне не жалеть великого города, в котором живут созданные Мною люди, и сто двадцать тысяч из них еще столь неразумны, что не научились отличать правую руку от левой?».
Иона усвоил урок Творца. Книга ветхозаветного пророка задолго до Евангелия поведала о том, что любовь Божия распространяется на все племена и народы, а покаяние творит чудеса. Пройдет еще девять веков, и милосердие Творца исполнится в величайшем событии истории — Распятии и Воскресении Божьего Сына. Иисус Христос сойдет в темницу ада и смерти, чтобы вывести к свету заблудшее человечество. И свое схождение в преисподнюю земли Спаситель назовёт знамением пророка Ионы.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!