Иона спешил. Он надеялся до рассвета попасть в порт Иоппию, ныне известный как Яффа — с первыми лучами солнца оттуда уходил корабль в Фарсис. Что это за город, беглец представлял очень смутно, ему было важно лишь то, что плыть придётся много дней в сторону, противоположную Ниневии. Именно в Ниневию Господь накануне повелел Ионе отправиться с возвещением — город избежит наказания, если все его жители покаются в грехах. Эта миссия тяготила пророка. Ниневитяне, как и прочие соседи-язычники, причиняли израильтянам немало страданий. Погрязшие в идолопоклонстве, они были бесконечно далеки от Бога и Его заповедей. Ионе казалось, что покаяние невозможно для этих жестокосердных людей. А если и возможно — неужели Создатель простит и помилует их? Неужели им удастся избежать заслуженного наказания? Пророк не мог смириться с таким исходом и потому бежал, бежал без оглядки от Божьего повеления. Дорога ложилась под ноги ровной скатертью и все время шла под уклон. Ступив на корабль, Иона спустился в трюм, забился в дальний угол, укрылся тяжёлой парусиной и провалился в глубокий сон. Проснулся он оттого, что корабль ходил ходуном. Штормящее море играло судном, и в тёмном трюме невозможно было понять, где пол, а где потолок. Внезапно открылась дверь, и в трюм спустились несколько матросов.
МАТРОС:
Плохи, наши дела! Капитан велел всем молиться — только на высшие силы надежда и осталась. А еще был приказ кинуть жребий — кто из нас так небеса прогневал? Так что давай, тяни и ты!
Жребий указал, что корабль терпит бедствие по вине Ионы.
МАТРОС:
Кто же ты, странник, навлёкший на нас беду? Что за преступление ты совершил? И что нам делать с тобою?
ИОНА:
Я еврей, верю в Единого Бога, Сотворившего небо и землю. Я бежал от Него, надеясь скрыться за морем. Но Он настиг меня своим гневом, а вместе со мной и вас. Бросьте меня за борт, и буря тотчас утихнет.
МАТРОС:
Погоди, за борт всегда успеется! Давай, молись крепче, а мы станем грести к земле, может, и минует нас напасть!
Но как ни старались корабельщики, судно удалялось от земли. А шторм, между тем, бушевал всё сильнее. Иона настаивал, чтоб его бросили в море, и моряки, в ужасе и печали, послушались. Стихия утихла мгновенно!
На корабле никто не сомневался, что Иона погиб. Но Господь судил иначе. Таинственное морское животное поглотило пророка, и он оказался в утробе, словно в темнице. Через три дня и три ночи гигантская рыба извергла Иону на сушу у берегов Ниневии. Пророк явился в город, и возвестил его жителям, что только покаяние может спасти их от смерти. И ниневитяне послушались! Все они, от мала до велика, от царя до раба, облачились во вретище. Люди дали зарок не есть и не пить сорок дней и со слезами молились Богу, обещая никогда больше не творить злых дел.
Иона построил себе шалаш за городскими стенами и жил там, ожидая Божьего суда над язычниками. Когда стало ясно, что Господь помиловал Ниневию, пророк огорчился.
ИОНА:
Пророчество мое не исполнилось! А ведь я не хотел принимать эту миссию, зная, что Ты, Господи, помилуешь грешников!
Скорбь праведника усугубилась еще и от того, что засуха уничтожила дерево, которое росло возле его шалаша и спасало от зноя. Он дерзнул упрекнуть Создателя.
ИОНА:
Отчего же Ты, милуя язычников, не сохранил для меня этого дерева?
«Иона! — отвечал Творец своему служителю. Ты жалеешь о растении, которое не сажал и не растил. Как же Мне не жалеть великого города, в котором живут созданные Мною люди, и сто двадцать тысяч из них еще столь неразумны, что не научились отличать правую руку от левой?».
Иона усвоил урок Творца. Книга ветхозаветного пророка задолго до Евангелия поведала о том, что любовь Божия распространяется на все племена и народы, а покаяние творит чудеса. Пройдет еще девять веков, и милосердие Творца исполнится в величайшем событии истории — Распятии и Воскресении Божьего Сына. Иисус Христос сойдет в темницу ада и смерти, чтобы вывести к свету заблудшее человечество. И свое схождение в преисподнюю земли Спаситель назовёт знамением пророка Ионы.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.