«Главный и самый почитаемый в России образ Богородицы» — примерно так пишут о Владимирской иконе. В этом, с одной стороны, читается преувеличение — будто существует некая непонятно откуда взявшаяся «табель о рангах» для икон (мол, эта — «самая» почитаемая, а та — «просто» почитаемая), но, с другой стороны, преувеличение имеет, вероятно, свое основание — и обусловлено тем, с какими историческими событиями принято связывать Владимирскую икону.
В 1395 году к границам Руси подошли войска Тамерлана, шансов на победу русских было немного. Тогда в Москву привезли Владимирскую икону и множество людей обратились к Богородице с молитвой о помощи. В этот день Тамерлан неожиданно развернул войска и отступил от русских границ.
История повторилась в 1408 году с правителем Золотой Орды эмиром Едигеем. Он осадил Москву, где в это время также усердно молились перед Владимирским образом, но опять-таки сам же принял решение развернуться и уйти.
В 1480 году поход хана Ахмата на Русь окончился стоянием на Угре, которое принято считать концом монголо-татарского ига. В это время в Москве как раз молились Богородице о заступничестве перед той же иконой.
В реальность заступничества Богородицы можно верить или нет. Историки объяснят все эти события вполне «земными» мотивами: например, тем, что эмир Едигей во время осады Москвы просто получил известие о перевороте в Орде и, разумеется, поспешил туда решать более важные вопросы. Или тем, что к концу XV века Орда была уже сама настолько слаба, что стояние на Угре в любом случае закончилось бы победой русских. Все это так: исторические аргументы не подлежат сомнению. Только это ничего не меняет. Более того, такое кажущееся противоречие между «земной» и «небесной» аргументациями — показательно, потому что на самом деле никакого противоречия нет. Почему нельзя считать заступничеством Богородицы то, что в Орде случился переворот и это отвлекло Едигея?
Но вопрос на самом деле еще тоньше. Причины и поводы отступления Тамерлана, эмира Едигея и хана Ахмата в данном контексте — не столь важны. Важнее то, что те, кто молился перед Владимирской иконой Божьей Матери, реально верили, что все произошедшее — результат ее заступничества. Важнее личная убежденность людей в том, что Бог ответил на их молитвы и поучаствовал в их ситуации.
Почему это важнее? Потому что в этом по-своему раскрывается характер отношений человека и Бога в христианстве.
Чудеса происходят объективно — их факт не оспоришь, но главное, с христианской точки зрения, — это то, как человек событие протрактует и для себя поймет. Бог, когда творит чудо, не может обязать человека в это чудо поверить — всегда остается необходимое количество места для совершения свободного выбора: решить, что все произошедшее — и вправду от Бога, или что Бог тут не при чем и обстоятельство просто сами собой так сложились. Чудо — не о том, чтобы припереть человека к стенке и заставить поверить. Нет, в христианстве Бог не ждет от человека слепого подчинения. Он ждет добровольного и сознательного шага в Свою сторону. В этом смысле чудо как зримое присутствие Бога — это повод, неплохой повод такой шаг совершить.
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёрская помощь для незрячих и слабовидящих детей
Фонд «Провидение» помогает детям с нарушениями зрения со всей России — оплачивает лечение и реабилитации, а ещё оказывает волонтёрскую помощь. Фонд развивает проект «Совместная забота». Сейчас он действует в трёх городах — Москве, Смоленске и Симферополе. В рамках проекта волонтёры фонда регулярно навещают незрячих и слабовидящих детей дома, в больницах, интернатах, школах и детских садах. Проводят с ними время, помогают в бытовых делах, гуляют, организуют творческие занятия, игры, экскурсии и не только.
10-летняя София вместе с папой и мамой живёт в Симферополе. Помимо проблем со зрением, у неё множество диагнозов, поэтому девочка нуждается в постоянном уходе и присмотре. Недавно глава семьи уехал на длительное лечение в другой город, и Елене, маме Сони, стало трудно справляться со всеми заботами одной. «Именно в этот критический момент я обрела бесценную поддержку волонтёров», — делится Елена. Они проводят время с девочкой, что даёт возможность маме заняться делами. Например, сходить в магазин за продуктами, спокойно приготовить обед или навести порядок дома. Волонтёры всегда готовы выслушать и поддержать Елену морально. «Это больше, чем помощь — это дружеское участие», — говорит она.

Проект «Совместная забота» объединяет отзывчивых людей, всех кто готов делиться с другими временем, умениями и теплом своего сердца. Они становятся настоящей опорой для семей в трудный момент, дарят незрячим и слабовидящим детям радость, а их родителям — колоссальную поддержку.
Присоединяйтесь к волонтёрам фонда «Провидение» и проекту «Совместная забота». О том, как это сделать, узнайте на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











