«Главный и самый почитаемый в России образ Богородицы» — примерно так пишут о Владимирской иконе. В этом, с одной стороны, читается преувеличение — будто существует некая непонятно откуда взявшаяся «табель о рангах» для икон (мол, эта — «самая» почитаемая, а та — «просто» почитаемая), но, с другой стороны, преувеличение имеет, вероятно, свое основание — и обусловлено тем, с какими историческими событиями принято связывать Владимирскую икону.
В 1395 году к границам Руси подошли войска Тамерлана, шансов на победу русских было немного. Тогда в Москву привезли Владимирскую икону и множество людей обратились к Богородице с молитвой о помощи. В этот день Тамерлан неожиданно развернул войска и отступил от русских границ.
История повторилась в 1408 году с правителем Золотой Орды эмиром Едигеем. Он осадил Москву, где в это время также усердно молились перед Владимирским образом, но опять-таки сам же принял решение развернуться и уйти.
В 1480 году поход хана Ахмата на Русь окончился стоянием на Угре, которое принято считать концом монголо-татарского ига. В это время в Москве как раз молились Богородице о заступничестве перед той же иконой.
В реальность заступничества Богородицы можно верить или нет. Историки объяснят все эти события вполне «земными» мотивами: например, тем, что эмир Едигей во время осады Москвы просто получил известие о перевороте в Орде и, разумеется, поспешил туда решать более важные вопросы. Или тем, что к концу XV века Орда была уже сама настолько слаба, что стояние на Угре в любом случае закончилось бы победой русских. Все это так: исторические аргументы не подлежат сомнению. Только это ничего не меняет. Более того, такое кажущееся противоречие между «земной» и «небесной» аргументациями — показательно, потому что на самом деле никакого противоречия нет. Почему нельзя считать заступничеством Богородицы то, что в Орде случился переворот и это отвлекло Едигея?
Но вопрос на самом деле еще тоньше. Причины и поводы отступления Тамерлана, эмира Едигея и хана Ахмата в данном контексте — не столь важны. Важнее то, что те, кто молился перед Владимирской иконой Божьей Матери, реально верили, что все произошедшее — результат ее заступничества. Важнее личная убежденность людей в том, что Бог ответил на их молитвы и поучаствовал в их ситуации.
Почему это важнее? Потому что в этом по-своему раскрывается характер отношений человека и Бога в христианстве.
Чудеса происходят объективно — их факт не оспоришь, но главное, с христианской точки зрения, — это то, как человек событие протрактует и для себя поймет. Бог, когда творит чудо, не может обязать человека в это чудо поверить — всегда остается необходимое количество места для совершения свободного выбора: решить, что все произошедшее — и вправду от Бога, или что Бог тут не при чем и обстоятельство просто сами собой так сложились. Чудо — не о том, чтобы припереть человека к стенке и заставить поверить. Нет, в христианстве Бог не ждет от человека слепого подчинения. Он ждет добровольного и сознательного шага в Свою сторону. В этом смысле чудо как зримое присутствие Бога — это повод, неплохой повод такой шаг совершить.
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!