
Фото: Pietro Pisarra/Unsplash
Осенью 1812 года московский купец Иван Макарухин вместе со своим семилетним сыном Василием ехал по торговым делам в Каширу. Под Москвой, стояла наполеоновская армия. Французские солдаты, голодные, застигнутые врасплох первыми заморозками, рыскали по окрестностям в поисках пищи и тёплой одежды.
Экипаж Макарухиных ехал через уставленное снопами поле. Вдруг один из снопов зашевелился, и из-за него выскочили двое наполеоновских солдат с ружьями. Преградив дорогу экипажу, они велели пассажирам выйти. Распрягли лошадей, забрали корзину с провизией. Взгляд одного из них упал на добротный, тёплый суконный кафтан Макарухина. Наставив на купца ружьё, солдат приказал ему снять кафтан, а потом и сапоги. Схватив добычу, французы вскочили на макарухинских лошадей и были таковы.
До Каширы отец и сын не успели доехать всего версту. Так Макарухин и вошёл в город — пешком, без сапог, в тонкой поддёвке, крепко держа за руку сына. Заморосил холодный дождь. У заставы им встретился нищий в рваных, похожих на решето, лохмотьях. Макарухин, не раздумывая, снял с себя рубаху и отдал её несчастному, оставшись в одной тонкой, нательной.
Этот исполненный невероятного милосердия и сострадания поступок своего отца Василий Иванович Макарухин помнил всю жизнь. И сам старался делать всё возможное, чтобы помогать людям. Взяв в свои руки семейное дело — большую мастерскую по изготовлению кованой и литой церковной утвари — Макарухин-младший стал получать хороший доход. Василий Иванович собственноручно делал чертежи и эскизы для будущих подсвечников, киотов и аналоев. Предметы, сделанные по его, как сегодня сказали бы, эксклюзивным проектам, пользовались большим успехом. Многие из них он жертвовал храмам и монастырям. В своём доме Василий Иванович всегда привечал нищих и убогих, устраивая для них общие столы не только по церковным праздникам, но и каждое воскресенье. Немалую поддержку Макарухин оказал русской армии — во время Крымской войны 1853-1856 годов он регулярно направлял фронту пожертвования для закупки провианта и медикаментов, за что был удостоен бронзовой медали на Анненской ленте.
Однако наград и почестей Макарухин не искал, твёрдо веря в то, что в делах милосердия левая рука не должна знать того, что творит правая. Поэтому дело всей своей жизни — строительство в Туле Богородичного Щегловского монастыря — решил вести анонимно, в качестве «неизвестного жертвователя». Мысль о том, чтобы на собственные средства воздвигнуть обитель, родилась у Василия Ивановича давно. И вот в мае 1860 года, в живописном месте на границе города и леса — Щегловской засеке — был заложен первый храм будущего монастыря: церковь во имя иконы Божьей матери «Млекопитательница». В течение нескольких лет были построены братские корпуса, трапезная, колокольня и церковь Успения Божьей Матери. Василий Иванович не ограничивал архитекторов и строителей в средствах. В результате на возведение монастыря купцом было безвозмездно пожертвовано более полумиллиона рублей. Ещё тридцать тысяч — единовременно выдал на разные нужды обители. Кроме того, Макарухин обеспечил монастырь церковной утварью и лично приобрёл для храмов иконы и Богослужебные книги.
Спустя несколько лет Василий Иванович построил на территории монастыря паломническую гостиницу и выделил десять тысяч рублей на её содержание. А в тысяча восемьсот восемьдесят девятом и сам переселился в обитель — сначала в качестве послушника. А через год принял монашеский постриг с именем Варсонофий. Всё своё оставшееся состояние Макарухин пожертвовал Щегловскому монастырю.
Жители Тулы и паломники, приезжавшие в обитель поклониться её святыням, ещё долго не знали, благодаря кому появился в Щегловской засеке удивительной красоты монастырь. Но интуитивно тянулись к отцу Варсонофию, которого уже при жизни почитали как святого старца. Церковь прославила монаха Варсонофия в чине преподобного в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году.
Псалом 13. Богослужебные чтения
Люди обладают реальной, а не выдуманной, иллюзорной свободой воли. И во власти человека находится, как распорядиться дарами, талантами Божиими. К сожалению, далеко не всегда мы делаем правильный выбор. О том и свидетельствует царь Давид в псалме 13-м, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Псалом 13-й был написан царём и пророком Давидом в очень непростые для государства Израильского времена. Первый в истории царь народа еврейского Саул забыл о Боге, встал на путь порока, развратился сам и развратил ближайшее своё окружение. Результатом стало сначала нравственное, а затем и физическое безумие. И Давид, видевший происходящее, пишет с горечью: «Сказал безумец в сердце своём: „нет Бога“. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро».
Давид очень переживал за родину, за свой народ. Он понимал, что безумный царь доведёт страну до катастрофы. Но Давид надеялся на милость Божию, на доброе вмешательство Творца во всё происходящее. И псалмопевец поэтично описывает, как Бог смотрит на происходящее. Цитата: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Казалось бы, сказанное указывает, что нет никакой надежды. Но то, что кажется невозможным людям, для Господа таковым не является.
Давид пишет, что через пророков Бог пытался вразумить Саула, наставить его на путь праведный. Но тот испугался утратить приятный ему образ жизни, покаяться. Выбрал не страх Божий, а страх лукавый. Или как пишет Давид: «Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных». А дальше праведник пишет о себе в третьем лице: «Вы (обращается он к Саулу с приближёнными) посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его». Но именно это упование, то есть преданность, верность, стали залогом чуда от Бога.
Нищий пастух Давид не только смог победить могучего Голиафа, но и был выбран новым царём Израильским. Не за физическую силу, не красноречие, а за благочестие и неравнодушную любовь к своей родине. Давид понимал, что нельзя говорить правильные вещи и параллельно жить во грехе. Саула такая нравственная шизофрения привела к безумию настоящему. И Давид, который никогда не искал власти и был поставлен на царский трон для себя совершенно неожиданно, принимая это избрание, пообещал Богу, что никогда Его не предаст.
Нельзя сказать, что всё в жизни Давида было гладко, но даже согрешая, он от Бога не отрекался, каялся, за Господа держался. И Творец всегда был рядом с Давидом, защищая и его самого, и людей, которыми пророку и царю суждено было руководить. Пусть же два диаметрально противоположных примера — Саула и Давида — живут в нашей памяти, с одной стороны, помогая нам не приписывать себе лишнего, забывая о Боге, а с другой — укрепляя нас в мысли, что без Господа ничего по-настоящему доброго, светлого мы сделать в этой жизни не сможем.
«30-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Христово». Протоиерей Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Евр.11:9-10,17-23,32-40) и Евангельского (Мф.1:1-25) чтений в 30-е воскресенье по Пятидесятнице, о Навечерии (Сочельнике) Рождества и празднике Рождества Христова, о днях памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы, Собора Пресвятой Богородицы, первомученика архидиакона Стефана, 20000 мучеников в Никомидии пострадавших.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Семейные паломничества». Священник Стахий Колотвин
Гостем программы «Семейный час» был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор посвящён паломническим поездкам и путешествиям с семьёй — тому, как они складываются, с какими вопросами сталкиваются родители и что важно учитывать, отправляясь в дорогу вместе с детьми. Отец Стахий делится опытом семейных поездок, рассказывает о маршрутах по России и за рубежом и о том, как в таких путешествиях сочетаются посещение святынь и знакомство с культурой.
Отдельное внимание в беседе уделяется поездкам с подростками, их самостоятельному участию в паломничествах, вопросам доверия и ответственности. Гость говорит о том, почему важно давать детям возможность проходить этот путь самим и как совместная дорога помогает укреплять семейные отношения.
В выпуске также обсуждается опыт паломничеств в разных странах, отношение к паломникам, вопросы безопасности и гостеприимства, а также то, как путешествия помогают по-новому взглянуть на веру, историю и людей.
О семейных паломничествах и дороге как общем опыте — в программе «Семейный час» на Радио ВЕРА.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час











