
2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,- та́к изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, 15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Около 50-го по Рождестве Христове в Иерусалиме состоялся Апостольский собор. Основной темой собора был вопрос о соотношении христианства и закона Моисея. Обязательно ли для христиан из числа язычников исполнение предписаний иудаизма? Должны ли они учитывать разграничение пищи на чистую и нечистую? Должны ли они делать обрезание? Кроме того, необходимо было выработать решения об условиях принятия в Церковь язычников. Это были основные темы Апостольского собора. Но было там и еще кое-что. Так, Собор сделал распоряжения относительно материального содержания Иерусалимской Церкви. Она была Матерью для всех прочих Поместных Церквей, но при этом христиане Святой Земли испытывали материальную нужду, так как на них гонения обрушились раньше, чем на всех прочих. По этой причине Собор принял решение сделать обязательными сборы в пользу христиан Иерусалимской Церкви в новообразованных Церквях. Обязан их был делать и апостол Павел. Именно об этих сборах и идет речь в сегодняшнем апостольском отрывке.
Вообще, тема сбора пожертвований для израильских братьев занимает довольно ощутимое место во Втором послании апостола Павла к Коринфянам: он посвятил этому вопросу две главы своего послания. Столь пространная речь была вынужденной мерой: к самому апостолу благосклонно относились в Коринфе далеко не все. Очевидно, что при таком отношении разговор о пожертвованиях мог вызвать дополнительный ропот и повредить апостольской миссии. Но решение Собора — это решение Собора, его необходимо исполнять, тем более что за ним стоит не какая-то блажь или же желание наживы, а жизненная необходимость, а еще важнее то, что нельзя быть христианином и не переживать чужую беду как свою собственную. Обо всем этом и пишет апостол Павел в Коринф.
Приводя свои аргументы, апостол очень настойчиво называет пожертвования «благодатью». К сожалению, русский перевод Второго послания к Коринфянам не сохранил этой особенности апостольской речи, тогда как она представляется довольно важной, ведь основной тезис Павла строится именно на этом обозначении.
Апостол проводит параллель: если Бог дал благодать Духа Святого христианской общине Коринфа, то в ответ на эту милость Божию, коринфяне должны ответить также благодатью — дать то, что они могут дать. При этом Павел делает важное замечание: Бог, дав Свою благодать, не оскудел, так и христиане, помогая другим, не должны оскудевать, то есть пожертвования должны быть, во-первых, добровольными, а во-вторых, посильными. В сегодняшнем отрывке эта мысль выражена такими словами: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема