
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 125 зач., I, 26-29.
Глава 1.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; 27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,- 29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если у кого-то есть желание ознакомиться с полным собранием возражений против христианства, то такому человеку стоит обратиться к произведению римского философа Цельса. Все более поздние критические высказывания о христианстве так или иначе повторяют мысли этого человека. Его книга «Правдивое слово» — образец такого рода литературы. Правда, полностью она не сохранилась, но найти ее реконструкцию не составит большого труда. В своей книге Цельс рассматривает самые разные аспекты христианства, задается вопросами, и сам на них отвечает. Не прошел Цельс и мимо сегодняшнего апостольского отрывка.
Апостол Павел указывает на известный еще со времен Ветхого Завета факт — Бог действует не через сильных и великих, а через слабых и никому не известных. Так было раньше, так происходит и в христианскую эру. Для примера можно вспомнить историю царя Давида. Давид не был чем-либо примечателен. Когда пророк Самуил по велению Бога отправился к некоему Иессею с тем, чтобы помазать одного из его сыновей на царство, то пророк далеко не сразу смог понять, кого именно из сыновей избрал Бог. Будущим царем Израиля оказался младший сын, даже сам Иессей не сразу сумел о нем вспомнить, потому что во время визита Самуила Давид не был дома, он пас овец. Давид не имел каких-либо внешних признаков царя. Он не отличался ростом или же физической силой, не был он и чрезвычайно красив, впрочем, о нем сказано, что он был приятен лицом (см. 1 Цар. 16:12). Это один из примеров Ветхого Завета. В Новом Завете происходит нечто очень похожее: Христос в качестве Своих апостолов избирает не каких-то влиятельных людей, а тех, чья жизнь с точки зрения общества не имела никакого значения. У апостолов не было ни власти, ни финансовых возможностей, ни физической силы, они не были мудрецами, не были они и просто образованными людьми. Многие из них не были праведниками. Но именно их избрал Бог.
Апостол Павел тоже не ощущал себя кем-то значимым. Он был образован, но он не мог похвастаться знатным происхождением или же праведностью. Бог его в буквальном смысле изъял из омута греха в тот момент, когда сам Павел меньше всего этого ожидал и меньше всего был готов к встрече с Богом. Так происходило и происходит с очень многими христианами. В сегодняшнем отрывке апостол объясняет смысл этих действий Бога: так устроено «для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Но избрание Богом малых, грешных и незначительных дало возможность Цельсу написать такие слова: «Вот что они предписывают: „Пусть к нам не вступит ни один образованный, ни один мудрый, ни один разумный (человек); все это у нас считается дурным. Но если есть невежда, неразумный, несовершеннолетний, пусть он смело придет“. Считая только такого рода людей достойными своего бога, они, очевидно, желают и могут привлечь только малолетних, низкородных, необразованных, рабов и детвору».
Конечно же, Цельс ошибался. Христианство не только для «малолетних, низкородных, необразованных, рабов и детворы». Оно для всех, кто согласен с тем, что Бог — выше любого человека, что в сравнении с Ним мы все слабы и ничтожны, что все мы нуждаемся в Нем в не меньшей степени, чем нуждаемся в воздухе. Если человек не ослеплен своими собственными успехами, талантами, властью и влиянием, то он может быть христианином.
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки