В небольшом селе Янтиково Чувашской республики в 1992-ом году состоялось освящение новой деревянной церкви. Храм посвятили Николаю Чудотворцу. Больше полувека здесь не было своего прихода. Здание Янтиковского храма в честь святителя Николая Мирликийского разрушили еще в сороковые годы. Выстраивать заново и церковную жизнь, и храм в 91-ом году в село Янтиково приехал священник Анатолий Сорокин. Тогда же православной общине передали пустовавшее здание сельского магазина. Отец Анатолий быстро сумел объединить вокруг себя сельчан и всего за год воплотил в жизнь проект перестройки сельмага в храм.
Отец Анатолий родился в верующей семье в чувашском селе Туруново. Здесь храм оставался действующим даже в самые тяжелые годы двадцатого столетия. После школы юноша был призван в армию и три года служил на границе с Афганистаном. По рассказам близких, отец Анатолий редко вспоминал службу в погранвойсках, упоминал лишь, что трижды чуть не погиб на границе с Афганистаном. После возвращения из армии он понял, что хочет поступить в семинарию и стать сельским священником. Отец Анатолий рос в небольшом чувашском селе и хорошо понимал жизнь местного населения.
Обладая организаторским талантом и хорошим образованием, священник активно занимался возрождением церковной жизни и социальным служением. В Янтикове при храме помогали пожилым людям. Пока в районе не открылся государственный дом престарелых, немало людей находили приют в небольшом домике при Никольской церкви.
В течение многих лет отец Анатолий Сорокин был благочинным сразу нескольких округов. По его инициативе в одном из районных центров — селе Батырево, началось строительство двухпрестольного храма в честь иконы Божией Матери «Державная». Он довел его до куполов с крестами, но до освящения не дожил. В апреле 2010-го года в священника выстрелил из самодельного оружия душевнобольной человек. Это произошло в Янтикове прямо на территории храма перед вечерним богослужением. Выстрел оказался смертельным. В память о первом настоятеле прихожане Никольского храма построили на месте гибели священника небольшую часовню.
В селе Янтиково вместе со своими прихожанами отец Анатолий успел двадцать раз встретить Пасху Христову. Кроме духовного служения протоиерей Анатолий Сорокин вел активную общественную жизнь. Он очень много сделал для своего родного района, вел и миссионерскую работу. Священник всегда быстро находил контакт с прихожанами, сплачивал и объединял самых разных людей. Благодаря своей природной общительности, дружелюбию и искренности он способствовал воцерковлению чувашского населения на юге республики. Кроме того, долгие годы отец Анатолий Сорокин был членом епархиальной Библейской комиссии по переводу Священного Писания на чувашский язык. Работа велась почти два десятилетия. Перевод полного текста Библии был завершён в 2009 году и через год книга была издана. Чуваши стали вторым народом в России, имеющим Священное писание на родном языке.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.