
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 159 зач., XV, 12-19.
Глава 15.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; 14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; 16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

В сегодняшнм чтении мы слышим как апостол Павел удивляется тому, что люди, которые называют себя христианами, могут не верить в воскресение мертвых. Они могут верить в Бога, молиться, даже исполнять заповеди, но без веры в воскресение.
Если мы обратимся к проповедям апостола, которые изложены в книге Деяний, то увидим, что он практически все время говорит о воскресении Христа. И это, конечно же, не случайно. Для него победа Христа над смертью оказывается важнейшей частью замысла Божьего, ведь если смерть оказывается всесильной, если она — это последняя правда, ни в чем по-настоящему нет смысла.
Некоторое время назад один знакомый священник поделился со мной занимательным наблюдением. Он сказал, что раньше, в 80-х, в начале 90-х количество заупокойных записок на литургии было больше, чем количество заздравных, а в наше время наоборот, люди больше молятся о здравии живых, чем об упокоении умерших. Из этого он сделал простой вывод: приоритеты и людей меняются, и наше общество больше беспокоиться о том, что происходит здесь и сейчас, чем от том, что будет происходить с каждым из нас после смерти. Сложно сказать, насколько он был прав, но строители древних мегалитических сооружений, огромных гробниц, которые встречаются по всему миру, тоже гораздо больше времени уделяли посмертной участи. Ведь от людей, которые строили эти гробницы, практически ничего не осталось: ни от их домов, ни от имущества... ничего кроме огромных гробниц, в которых они искали упокоения и возможно даже бессмертия.
Чего же ищем в христианстве мы? Уверенности в том, что Бог все устроит? Возможности обратиться с проблемами к всемогущему Существу? Или все же мы узнали в Боге Того, кто не просто решает наши проблемы, но любит нас и готов был Сам войти в нашу жизнь и пройти через смерть, чтобы открыть нам путь к вечности?
Но ведь этот вопрос рождает другой:
Если наша жизнь — это продолжение обычной мирской суеты, ярмарка тщеславия, соперничества, раздела наследства, обиды и подозрения... Глядя в собственную душу, наедине с самим собой, без посторонних, что мы скажем, нужна ли нам вечность? О какой жизни заботимся на самом деле?
Для апостола Павла вера в воскресение настолько важна, что все остальное оказывается тщетным, если воскресения нет. А что изменится в нашей жизни, если изъять из нее идею воскресения? Честный ответ на этот вопрос показывает, что практически ничего. Молиться о хорошей работе или благополучии в жизни можно и без всякого воскресения. А потом, как наступит время, просто исчезнуть с лица земли и все...
Апостол не хочет соглашаться с этой мирской логикой. Бог открывает нам возможность новой жизни. Жизни без суеты, без злобы, без распрей и превозношения... только надо умереть для греха и воскреснуть для Бога. Ведь «если Христос не воскрес, то вера наша тщетна и мы еще во грехах наших». Поверив в это, мы действительно будем самими несчастыми из людей.
Но если Господь воскрес и все, во что мы верим, правда!? Жизнь наша должна измениться, потому что мы должны усвоить, что всякое зло и неправда не будут торжествовать вечно, потому что они не навсегда.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



