1 Кор., 145 зач., X, 12-22.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Жертвоприношения были неотъемлемым элементом религиозной жизни древнего человека. Жертвы Своему Богу приносили не только евреи. Язычники также имели аналог богослужения, во время которого приносили жертвы своим идолам. Подобные приношения назывались идоложертвенным. Не обязательно это были животные. Это могло быть все, что годится в пищу: злаки, овощи, фрукты. Посвящая все это своим богам, а потом принимая это в пищу, участники культа верили, что на мистическом уровне они соединяются со своим богом. Реальность жизни первых христиан в городе Коринф была такова, что им приходись довольно тесно общаться с язычниками. По разным причинам они принимали участие в идолослужении, во время которого ели посвященное идолам. Не обязательно речь идет о ярко выраженных языческих культах, во время которых откровенно поклонялись другим богам. Это могли быть вполне рутинные, обыденные, бытовые ритуалы, в которых христиане могли принять участие исключительно по-соседски. Например, поминальная тризна по усопшим, действия, связанные с браком, рождения ребенка, или же календарные обряды проводов зимы, встречи весны и сбора урожая. Все это неизбежно сопровождалось определенными ритуальными формулами слов, действий и, конечно же, ритуальной трапезой. Тот, кто в Евхаристии соединяется со Христом, говорит апостол Павел, не может соединяться с бесами, какими бы безобидными декорациями все это не было прикрыто.
Насколько все сказанное актуально для нас? Ведь языческого культа в том виде, в котором он бытовал во времена апостола Павла, давно нет. Никто из нас не участвует в жертвоприношениях, не посещает капища, не вкушает идоложертвенного. Это действительно так. И в этом смысле написанное апостолом Павлом имеет очень ситуативный характер. Однако с другой стороны Церковь считает его писания богодухновенными. А одно из свойств богодухновенных писаний заключается в том, что они обращены не только к современникам их авторов, но и ко всем поколениям христиан, так как содержат в себе универсальные правила и истины. Подобное правило содержится и в только что услышанном нами отрывке. И сформулировать его можно было бы так: тот, кто участвует в Таинстве Евхаристии, во время которого вступает в незримое, но вполне реальное общение со Христом, не может осквернять себя низменными чувствами, мыслями, словами и поступками. Душа, которая соединилась с Богом должна принадлежать только Ему. Как только она пытается связать себя с чем-то еще, Бог из нее тихо и незаметно уходит. Поэтому образ жизни христианина должен максимально исключать всякую двойственность. Наши чувства, мысли, слова и поступки должны быть всецело направлены ко Христу. Лишь на этом пути возможно достичь душевной и сердечной цельности и приобрести полноту жизни в Боге.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.