
Жизнь любого человека однажды подходит к своему концу. Но православные христиане воспринимают смерть не как безнадежную трагедию, а как переход из мира временного в мир вечный. Смерть становится продолжением жизни, её логическим развитием. Если человек жил с верой в Бога, то и после кончины он будет с Богом. Если же он избегал Господа, то Творец не будет настаивать, нарушать свободу и позволит умершему существовать без Своего участия. Пусть это и влечёт за собой самые неприятные последствия. Согласно православному вероучению Церковь призвана молиться за своих членов — как живых, так и умерших. И Церковь имеет возможность ходатайствовать перед Богом за людей, ушедших в мир иной, чтобы там, за порогом смерти, они обрели мир и радость в Царствии Небесном. Среди заупокойных молитвословий широкую известность имеет песнопение, названное по первым словам — «Со святыми упокой». О содержании его рассказывает священник Антоний Борисов:
Молитвословие «Со святыми упокой» поётся на каждом заупокойном богослужении — отпевание ли это, панихида, или богослужение родительской субботы — день особого поминовения умерших православных христиан. Песнопение «Со святыми упокой» выражает суть христианского учения о смерти и возможности Церкви молиться об умершем человеке. Так выглядит церковнославянский текст молитвословия:
«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».
А так выглядит перевод молитвословия на современный русский язык:
«Со святыми упокой, Христос, душу раба Твоего (или: рабы Твоей), там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная».
Словами песнопения Церковь просит Бога простить умершему все его ошибки, допущенные при жизни. Такая просьба обусловлена верой в то, что Господу подвластно всё. В том числе может Он освятить человеческую личность, изгладить ошибки умершего — сделать усопшего достойным пребывания в Царствии Небесном.
Молитвословие «Со святыми упокой» поётся примерно в середине богослужения, посвященного молитве по умершему и является его смысловой вершиной. Во время пения «Со святыми упокой» священник совершает каждение. Этим действием он показывает, что искренняя молитва возносится к Богу подобно тому, как кадильный дым устремляется вверх. Послушаем песнопение «Со святыми упокой» в исполнении объединённого хора Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.
25 августа. О крещении Господа

В 1-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане».
О причине крещения Христа в Иордане — протоиерей Максим Первозванский.
Весь сонм святых говорит о том, что крещение Господа в Иордане было послушанием пророку. Господь послал пророка Иоанна Крестителя для того, чтобы крестить. Иисус как Богочеловек исполнил послушание пророку.
Дальше можем прозревать символические, мистические смыслы. Митрополит Антоний Сурожский об этом примерно так размышляет. Он говорит, что Христос пришёл креститься к Иоанну Крестителю на Иордан уже почти после всех. Что символически люди оставляли в Иордане, омывали свои грехи. Иорданские воды были наполнены человеческими грехами. И Господь, опустившись в эти тяжёлые, греховные в тот момент воды Иордана, принял эти все грехи на себя.
Понятно, что мы не должны абсолютизировать этот образ. Это даже не мистика, а скорее символика крещения. И вряд ли он крестился именно для этого. Но видеть это вот таким образом мы тоже можем.
Ну и главное, что он сам засвидетельствовал, сказав, что так нам надлежит исполнить всякую правду.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 августа. О библиографе Ловягине

Сегодня 25 августа. В этот день в 1870 году родился книговед и переводчик Александр Ловягин.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Он имел энциклопедическую осведомлённость в науках гуманитарного цикла: филологии, истории, и его особенной любви к книговедению, библиографии. Благодаря работам Ловягина в России библиографическая наука получила свое развёрнутое оснащение, методическое.
Милостью Божьей он не был репрессирован, и его педагогическая деятельность, равно как и научные исследования, конечно, украсили русскую культуру во втором десятилетии XX столетия.
Замечательно, что Александр Михалыч не таил под спудом и талант переводчика. Он перевёл на русский язык многим известную книгу Адама Олеария «Описание путешествия в Московию». Впервые опубликованная в 1906 году, переиздана была в 2003 году.
Из этой книги мы глазами иностранцев, доброжелательно настроенных, узнаём, какими замечательными нравственными качествами обладал наш патриархальный русский народ и каким передовым государством во многих отношениях являлась Россия, по недоразумению почитавшаяся отсталым государством либералами XIX века, да и нынешними западниками.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 августа. Об отношении к личности царя Иоанна Грозного

Сегодня 25 августа. В этот день в 1530 году родился русский царь Иван Грозный.
О его личности — протоиерей Михаил Самохин.
Детство будущего первого русского царя Ивана Васильевича было тяжёлым, полным интриг, убийств, борьбы за власть. Столь же тяжёлой была и жизнь людей при государе, которого недаром прозвали Грозным: затяжная Ливонская война, опричнина. Последние годы в Александровской слободе кровью перечеркнули все надежды, которые возлагали на новое царствование в его начале.
И хотя сейчас мы слышим разные голоса, которые стремятся оправдать Ивана Грозного и даже назвать его святым, отношение Православной Церкви к нему не изменилось и определяется оно убийством митрополита Филиппа. Выдающийся соловецкий игумен, ставший митрополитом Московским и всея Руси и попавший в опалу из-за открытого протеста против опричнины, был задушен Малютой Скуратовым по личному приказу царя.
Великие люди далеко не всегда оказываются великими христианами, к сожалению. Сегодня мы вспоминаем лишь выдающегося политика, но не милосердного христианина, и молитва о нём приправляется немалой горечью.
Пусть Господь Сам судит раба Своего Иоанна, которого не напрасно назвали Грозным земным царём.
Все выпуски программы Актуальная тема