
Фото: Nikola Tasic/Unsplash
Десница, правая рука, святого Иоанна Предтечи — одна из самых ценных реликвий Православной Церкви. Пророк Иоанн — величайший святой, о котором Христос в Евангелии говорит — «нет на земле человека более великого, что святой Иоанн». В настоящее время десница святого хранится в Цетинском монастыре на территории Черногории, куда к ней съезжаются многочисленные паломники. Но когда-то эта великая реликвия принадлежала Русской Церкви. Впрочем, обо все по порядку. История десницы такова.
После кончины пророка Иоанна от рук нечестивого царя Ирода Антипы его тело стало почитаться как великая святыня. Несмотря на то, что оно было растерзано по приказу злобного правителя. Впоследствии правая рука пророка была доставлена в Антиохию апостолом Лукой. В этом городе десница пребывала вплоть до десятого века.
Перед угрозой исламского нашествия святыню перевезли в Константинополь. Там она находилась до 16 века. В 1453 году византийская столица была захвачена турками, которые желая наладить отношения с рыцарями-иоаннитами, базировавшимися на острове Родос, подарили им святую десницу. Иоанниты перевезли ее затем на Мальту, где создали знаменитый орден. А потом произошло следующее.
Главой Мальтийского стал российский император Павел Первый. Ему рыцари и подарили великую святыню, испугавшись нападения Наполеона на Мальту. Святыня стала храниться в Гатчине — резиденции Павла под Петербургом. По приказу Павла правая рука пророка была помещена в золотой ковчег и богато украшена драгоценными камнями.
В годы революции десницу святого Иоанна удалось спасти от уничтожения большевиками — ее переправили сначала в Данию, где находились тогда уцелевшие представители дома Романовых, а затем в Сербию. Здесь некоторое время располагался центр Русской Православной Церкви Заграницей — церковного сообщества, созданного русскими эмигрантами. В знак благодарности за оказанное гостеприимство наши церковные переселенцы подарили святую десницу Сербской Патриархии.
В годы второй мировой войны реликвию сербы усердно прятали от нацистов, но не смогли уберечь от югославских коммунистов. Те изъяли десницу и отправили ее в музей города Подгорица, столицу Черногории. В 1993 году святыня была возвращена Церкви и находится теперь в Цетинском монастыре, посвященном празднику Рождества Богородицы.
Цетине — древняя столица Черногории, которая и сегодня имеет статус главного города наряду с Подгорицей. В 2006 году в сопровождении Сербского Патриарха Павла десница пророка Иоанна была провезена по многим городам России. Так Сербская Церковь отблагодарила Россию за великую святыню, которая волею Божьей оказалась в Цетине.
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема