Десница, правая рука, святого Иоанна Предтечи — одна из самых ценных реликвий Православной Церкви. Пророк Иоанн — величайший святой, о котором Христос в Евангелии говорит — «нет на земле человека более великого, что святой Иоанн». В настоящее время десница святого хранится в Цетинском монастыре на территории Черногории, куда к ней съезжаются многочисленные паломники. Но когда-то эта великая реликвия принадлежала Русской Церкви. Впрочем, обо все по порядку. История десницы такова.
После кончины пророка Иоанна от рук нечестивого царя Ирода Антипы его тело стало почитаться как великая святыня. Несмотря на то, что оно было растерзано по приказу злобного правителя. Впоследствии правая рука пророка была доставлена в Антиохию апостолом Лукой. В этом городе десница пребывала вплоть до десятого века.
Перед угрозой исламского нашествия святыню перевезли в Константинополь. Там она находилась до 16 века. В 1453 году византийская столица была захвачена турками, которые желая наладить отношения с рыцарями-иоаннитами, базировавшимися на острове Родос, подарили им святую десницу. Иоанниты перевезли ее затем на Мальту, где создали знаменитый орден. А потом произошло следующее.
Главой Мальтийского стал российский император Павел Первый. Ему рыцари и подарили великую святыню, испугавшись нападения Наполеона на Мальту. Святыня стала храниться в Гатчине — резиденции Павла под Петербургом. По приказу Павла правая рука пророка была помещена в золотой ковчег и богато украшена драгоценными камнями.
В годы революции десницу святого Иоанна удалось спасти от уничтожения большевиками — ее переправили сначала в Данию, где находились тогда уцелевшие представители дома Романовых, а затем в Сербию. Здесь некоторое время располагался центр Русской Православной Церкви Заграницей — церковного сообщества, созданного русскими эмигрантами. В знак благодарности за оказанное гостеприимство наши церковные переселенцы подарили святую десницу Сербской Патриархии.
В годы второй мировой войны реликвию сербы усердно прятали от нацистов, но не смогли уберечь от югославских коммунистов. Те изъяли десницу и отправили ее в музей города Подгорица, столицу Черногории. В 1993 году святыня была возвращена Церкви и находится теперь в Цетинском монастыре, посвященном празднику Рождества Богородицы.
Цетине — древняя столица Черногории, которая и сегодня имеет статус главного города наряду с Подгорицей. В 2006 году в сопровождении Сербского Патриарха Павла десница пророка Иоанна была провезена по многим городам России. Так Сербская Церковь отблагодарила Россию за великую святыню, которая волею Божьей оказалась в Цетине.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 261 зач., IV, 10-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Дружба и товарищество — это одна из непреходящих ценностей нашей жизни. При этом нередко у каждого из нас свои представления о том, что это такое. Каким же смыслом наполняет эти слова христианство? Что под дружбой и товариществом понимает Священное Писание? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его),
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.
13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
Апостол Павел пишет своё послание к христианам города Колоссы, будучи в заточении в Риме. Он ждёт суда императора. Вполне вероятно, что рассмотрение его дела закончится вынесением смертного приговора. Ведь идеи, которые распространял Павел, входили в резкое противоречие с целым рядом иудейских и языческим верований, на которых отчасти зиждилось древнее общество. А потому в глазах судей он мог оказаться не проповедником жизни, но анархистом, бунтовщиком и мятежником. Люди, которые посещают его в этот непростой период, сильно рискуют. Ведь они привлекают к себе внимание как его соратники и единомышленники. Вполне вероятно, что их может постигнуть та же судьба, что и Павла.
Аристарх, Марк, Иисус-Иуст, Епафрас, Лука, Димас — вот имена этих людей. Нам известно о них немногое. О ком-то больше, о ком-то меньше. Но то, что мы знаем точно, — это очень пёстрая компания. Все они разного происхождения. У всех разное воспитание, образование и социальное положение. Если бы не проповедь Евангелия, они бы никогда, возможно, не встретились и не общались бы. Однако обстоятельства, которые описывает Павел, ясно свидетельствуют о том, что они не просто товарищи по случаю. Между ними существует глубокое единство. Ведь оно удерживает их вместе в минуты смертельной опасности. Когда другая общность обыкновенно распадается, ведь каждый стремиться сохранить свою жизнь.
Очевидно, что такую крепкую связь им даёт общая цель — служение делу проповеди Евангелия. Служение Христу. Поэтому и Павла они не оставляют. Для них он тот, через кого очевидным образом действует Господь. Поэтому именно благодать Спасителя даёт им мужество и силы быть рядом с учителем, поддерживать его в трудную минуту и хранить единодушие друг с другом, несмотря на все их индивидуальные отличия и особенности.
Перед нами одно из ярких свидетельств явного действия Бога в церковной жизни. Никаких человеческих сил и энтузиазма не хватит, чтобы сохранить общность, в которой люди так отличаются друг от друга. Православная Церковь существует уже на протяжение двух тысяч лет, и между её участниками нет единства во времени. Она существует в разных местах планеты, а потому между христианами нет единства в пространстве. Мы можем принадлежать к разным национальностям и расам. Говорить на разных языках. Быть представителями различных культур. Иметь разное образование и воспитание. Участники одной и той же общины могут даже резко расходиться друг с другом в своих социально-политических взглядах. Однако всё это нивелируется и уходит на второй план, когда в нашем сердце начинает действовать Дух Христов. Мы получаем Его в церковных таинствах и благодаря тому, что стараемся вести жизнь по евангельским заповедям. Именно этот Дух упраздняет все разногласия. Сохраняя уникальность каждого человека, Он удивительным образом превращает это разноликое и разноплемённое собрание в собор, делает его единым телом, в жилах которого течёт одна кровь, а в груди бьётся одно и то же сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов