
Фото: Mateus Campos Felipe/Unsplash
Екатеринбуржца Михаила Иванова называли человеком, который не умел говорить «нет». Владелец магазинов и один из самых известных на Урале золотопромышленников, Михаил Иванович не считал предпринимательскую деятельность главным делом своей жизни. Благотворительность — вот, что было основным. Иванова не останавливали затраты в десятки тысяч рублей, когда людям, попавшим в трудные обстоятельства, требовалась помощь.
Михаил Иванович родился в Симбирской губернии, в простой крестьянской семье. В Екатеринбург перебрался к тридцати годам и занялся торговлей — открыл булочную и кондитерский магазин. Эти заведения пользовались популярностью у покупателей, дела шли бойко, и Иванов постепенно расширил сферу своей деятельности — построил бакалейный магазин, в котором продавались не только российские, но и заграничные товары, в том числе японские, что в 1870-ом году было большой редкостью. Потом деятельный Михаил Иванович заинтересовался добычей золота — сам принимал участие в его поисках и настолько преуспел, что к началу 20-ого века владел двадцатью приисками.
В то время он уже был известным общественным деятелем: состоял депутатом городской Думы, входил в различные комитеты и комиссии. А потому хорошо знал, кому в городе требуется помощь, какие учреждения нуждаются в поддержке. И первым значительным деянием Иванова, стало основание Дома трудолюбия для тех, кто по разным причинам потерял жильё и работу. Михаил Иванович подарил трудолюбцам здание и до конца жизни содержал их, регулярно жертвуя тысячи рублей.
Когда в Екатеринбурге начали строить женское епархиальное училище Иванов перечислил ему солидную сумму и долгое время опекал самых бедных воспитанниц. Образцовая школа при Архиерейском доме каждый год получала от благотворителя материальную помощь. Учащиеся церковно-приходских школ и школ грамотности Екатеринбургской епархии ни в чём не знали нужды, благодаря щедрой руке и доброму сердцу Михаила Ивановича. А будучи старостой церкви при женской гимназии, он полностью профинансировал ремонт этого храма.
Благотворитель считал своим святым долгом оказывать помощь церквям и монастырям. Особым вниманием он окружил екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь. За свой счет возвёл на его территории церковь во имя Всех Святых. А двумя годами ранее — в 1900-ом — монастырь получил в дар от Иванова новый каменный двухэтажный корпус. В здании открыли больницу и богадельню. Сёстры обители в благодарность преподнесли Михаилу Ивановичу икону Тихвинской Божией Матери в шитой золотом ризе, украшенной уральскими самоцветами. Для Иванова это был один из самых драгоценных и значимых подарков в жизни.
Часто бывая по делам в Тюмени Иванов обратил внимание на обветшавшую Знаменскую церковь и взялся за её восстановление, вложив в реставрацию 55 000 рублей. Когда работы были завершены, городская дума вынесла Михаилу Ивановичу благодарность. Но жители Тюмени посчитали, что этого слишком мало. Местное общественное управление послало ходатайство в Петербург и вскоре по высочайшему соизволению государя Иванову присвоили звание Почётного гражданина города Тюмени.
В последние годы жизни Михаил Иванович отошёл от дел, передав бразды правления предприятиями своему сыну и занимался исключительно благотворительностью. По приглашению Иванова Екатеринбург посетил святой и праведный Иоанн Кронштадтский. Высокий гость прибыл в город летом 1905-ого года, прожил несколько дней в доме благотворителя и совершил богослужение в Ново-Тихвинском монастыре, которому Михаил Иванович помогал всю свою жизнь.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











