
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; 10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
451 градус по Фаренгейту или почти 233 градуса по шкале Цельсия — температура возгорания бумаги. Именно этот факт вынес в заглавие своего известного романа американский писатель Рэй Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту» описывает унылое общество будущего, в котором люди отказались от книг и от содержательной культуры в целом. Герои романа бегут от негативных эмоций, находя утешение в пошлых и приторных телешоу. Никто и ничто не должны мешать им вести бездумное существования. И книги, в этом смысле, представляют угрозу. Они побуждают думать, трогают сердце, бередят чувства. Поэтому книги в романе Брэдбери принято сжигать. Для этого и существуют так называемые «пожарные». Вместо тушения пожаров они уничтожают письменное наследие человечества. Спасением для мира Брэдбери становится горстка энтузиастов-маргиналов. Каждый из них знает одну или две книги наизусть. Маргиналы хранят свои знания в надежде, что однажды книги будут разрешены и их воспоминания пригодятся, чтобы вновь поместить драгоценные тексты на листы бумаги. Судьба человечества оказывается не в руках правителей или политиков, а в руках малой горстки людей с высокими идеалами. В сегодняшнем апостольском чтении речь также идет об общности немногих. Апостол Павел, обращаясь к христианам Рима, говорит им, что христиан совсем не много, но это, на самом деле, ничего не значит. Во времена пророка Илии об истинном Боге забыл почти весь Израиль. Только семь тысяч человек поклонялись Господу, а остальные служили идолам. Остаток верных, тем не менее, стал залогом религиозного возрождения древних евреев. Среди иудеев-современников Павла христиан тоже было немного. И далеко не все язычники прислушивались к его проповеди. Но для апостола такое обстоятельство не являлось причиной опустить руки. Павел умел радоваться каждому новому христианину. Не за статистикой он гнался, желая выполнить миссионерскую пятилетку за три года. Павлу требовалось не количество, а качество. Даже малая горстка убежденных христиан являлась для апостола той крошечной закваской, способной переквасить мир, то самое зерно, из которого вырастет могучее дерево. Но что же с остальными? Как быть с теми, кто не поверил во Христа и отказался стать Его последователем? Павлу, с одной стороны, очень жалко этих людей. С другой — он и в этом видит удивительную мудрость Бога. Господь оставляет таких людей наедине с самими собой, чтобы они ощутили — действительно ли им хорошо жить без Него? И даже если упорствующие в неверии останутся на своих позициях, они всё равно послужат исполнению воли Божией — станут примером для других, как не надо поступать, от какого счастья не нужно отказываться. Неверие иудеев обратило апостолов на путь проповеди язычникам. Открыло путь к истинному Богу для многих народов. Потому верны слова народной пословицы — «Что Бог ни делает, всё к лучшему».
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема