
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; 10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
451 градус по Фаренгейту или почти 233 градуса по шкале Цельсия — температура возгорания бумаги. Именно этот факт вынес в заглавие своего известного романа американский писатель Рэй Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту» описывает унылое общество будущего, в котором люди отказались от книг и от содержательной культуры в целом. Герои романа бегут от негативных эмоций, находя утешение в пошлых и приторных телешоу. Никто и ничто не должны мешать им вести бездумное существования. И книги, в этом смысле, представляют угрозу. Они побуждают думать, трогают сердце, бередят чувства. Поэтому книги в романе Брэдбери принято сжигать. Для этого и существуют так называемые «пожарные». Вместо тушения пожаров они уничтожают письменное наследие человечества. Спасением для мира Брэдбери становится горстка энтузиастов-маргиналов. Каждый из них знает одну или две книги наизусть. Маргиналы хранят свои знания в надежде, что однажды книги будут разрешены и их воспоминания пригодятся, чтобы вновь поместить драгоценные тексты на листы бумаги. Судьба человечества оказывается не в руках правителей или политиков, а в руках малой горстки людей с высокими идеалами. В сегодняшнем апостольском чтении речь также идет об общности немногих. Апостол Павел, обращаясь к христианам Рима, говорит им, что христиан совсем не много, но это, на самом деле, ничего не значит. Во времена пророка Илии об истинном Боге забыл почти весь Израиль. Только семь тысяч человек поклонялись Господу, а остальные служили идолам. Остаток верных, тем не менее, стал залогом религиозного возрождения древних евреев. Среди иудеев-современников Павла христиан тоже было немного. И далеко не все язычники прислушивались к его проповеди. Но для апостола такое обстоятельство не являлось причиной опустить руки. Павел умел радоваться каждому новому христианину. Не за статистикой он гнался, желая выполнить миссионерскую пятилетку за три года. Павлу требовалось не количество, а качество. Даже малая горстка убежденных христиан являлась для апостола той крошечной закваской, способной переквасить мир, то самое зерно, из которого вырастет могучее дерево. Но что же с остальными? Как быть с теми, кто не поверил во Христа и отказался стать Его последователем? Павлу, с одной стороны, очень жалко этих людей. С другой — он и в этом видит удивительную мудрость Бога. Господь оставляет таких людей наедине с самими собой, чтобы они ощутили — действительно ли им хорошо жить без Него? И даже если упорствующие в неверии останутся на своих позициях, они всё равно послужат исполнению воли Божией — станут примером для других, как не надо поступать, от какого счастья не нужно отказываться. Неверие иудеев обратило апостолов на путь проповеди язычникам. Открыло путь к истинному Богу для многих народов. Потому верны слова народной пословицы — «Что Бог ни делает, всё к лучшему».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема