
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
Рим., 85 зач., III, 28 - IV, 3.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4.
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы обратим свое внимание на исторические книги Ветхого Завета, то увидим, что Бог, Которого мы почитаем как Творца и Подателя жизни, далеко не всегда и не всеми воспринимался таким образом. Мы почитаем Бога как Творца всех, как Того, Кто над всеми. То есть, абсолютно над всеми. Этнос или же личное отношение к Богу не играют здесь для нас никакой роли. Такова наша вера, и мы ее исповедуем. Но в Ветхом Завете можно найти места, который свидетельствуют, что Бог некоторыми людьми воспринимался существенно иначе — как локальный Бог одного лишь народа. Один из множества других богов, правда, существенно более сильный. Слова апостола Павла, адресованный римским иудеям, дают нам основание полагать, что такое отношение к Богу проникло и к самим иудеям, ими тоже Он начал восприниматься как Бог одного лишь народа, того, который Он избрал. Апостол пишет: «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников?». Конечно же, это совершенно не так, как и отвечает апостол: «Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру».
Но почему у иудеев сложилось такое, по нашим меркам, странное представление о Боге? Ответ на этот вопрос тоже можно найти в сегодняшнем апостольском отрывке. Дело тут в том, что их отцам был дан закон. А праведность и, как следствие, соотнесенность с Богом, самым непосредственным образом вытекала из тщательного исполнения закона. Тогда как другим народам такой закон не был дан, получается, что спастись, достигнуть жизни вечной, может лишь один народ — тот самый, о котором Бог позаботился особым образом, тот, в адрес которого прозвучали в свое время такие слова: «приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исх. 6:7). Это слова из библейской книги Исход. Конечно, понять их каким-то иным, кроме буквального, способом в то время и в том месте было невозможно. Поэтому странствующий в пустыне народ так их и понял, а со временем множество раз удостоверился в правильности своего понимания. В самом деле, если Бог всякий раз в награду за исполнение закона дает победу над земными врагами, а за уклонение от закона, напротив, отдает победу другим народам, то как здесь не начать верить в неразрывную связь Бога, Его закона и Его избранного народа?
Апостол Павел был абсолютно убежден в том, что закон и забота Бога были нужны для одной лишь цели — для Боговоплощения, для создания возможности Пришествия в мир Христа, а не для сохранности какого-то одного, пусть и когда-то избранного, народа. Следовательно, после Пришествия Христа закон в его ветхозаветной форме утратил свою силу и, что особенно важно, свой смысл. Наступило другое время — время веры. Это было совершенно новым видением, абсолютно новым словом. Апостолу было необходимо опереться на какой-то исторический пример, иначе бы его попросту не стал никто слушать, и Павел находит пример в лице праотца Авраама, он напоминает своим адресатам, что Авраам жил до того, как был дан закон, но у Авраама была вера и она сумела заменить ему то, что в дальнейшем давал его потомкам закон.
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.