Приближение к этому выпуску «Закладки» началось у меня в большом книжном магазине, куда я заглянул в поисках подарка: ехал на день рождения к другу.
И вот, в разделе духовной литературы, кто-то словно бы глянул на меня (так я почувствовал тогда) — с обложки одной из новинок.
А мой взгляд зацепил первые слова в названии этой книжки — «Не бойся...»
...Это были истории, рассказанные преподобным Варсонофием Оптинским, чудесно собранные Галиной Соколовой в книгу, выпущенную издательством «Никея». Я открыл наугад.
«...Один знакомый мне доктор, потерявший веру, говорил однажды:
— Как верить, когда нынче никто не верит, а если кто и верит, то должен молчать, так как иначе засмеют.
Да, действительно, плотские люди смеются над последователями Христовыми, а другие, боясь насмешек, малодушно молчат и не защищают свою веру. Но Христос, прозирая именно наш век, вот какие страшные слова произносит в Святом Евангелии Своем: Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми. Вы читали Евангелие?
— Полностью я его не читал, но в гимназии учил катехизис, в котором встречались тексты из Евангелия, и такого я не помню.
Я раскрыл Евангелие и показал ему.
— А что будет тем, которые стыдятся Христа? Читайте дальше: И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный. Мука вечная — какое ужасное состояние! И это непременно исполнится над грешниками. Призадумался доктор...»
Историю преподобного Варсонофия Оптинского из книги «Не бойся, цел твой кораблик» нам читал Сергей Агапов.
Всю дорогу, пока я ехал на день рождения, — всё читал и читал эту книгу, на обложке которой — фотография худенького человека в монашеском одеянии, в тонких очках и с чётками в руках; монаха, который до пострижения был успешным офицером, а в годы церковного служения — священником при лазарете на японской войне.
...В 1910-м он ездил в Астапово, в надежде примирить умирающего Льва Толстого с Церковью, а в 1912-м, за год до своей блаженной кончины, возродил подмосковный Свято-Голутвинский монастырь, бывший до того в упадке...
Подарив товарищу сборник историй, рассказанных преподобным Варсонофием Оптинским, я начал тосковать без этой утешительной книги, названный словами старца «Не бойся, цел твой кораблик». ...Словами о том, что нам нельзя стоять на месте, и посреди суеты мира сего — смело идти вперед под сенью креста Христова.
Спустя несколько дней я поехал искать этот сборник уже для себя. И — нашёл.
Найдите его и вы, дорогие слушатели. Пусть и для вас встреча с мудрым словом Оптинского старца Варсонофия окажется подмогой на самых необычных поворотах нашего жизненного пути. Обратимся к его целительному слову ещё раз.
«...Пускай вы ленивы, не все исполняете, спотыкаетесь, но не бойтесь ничего — Бог простит, только твердо держитесь веры, нашей православной веры. Пускай смеются над вами, указывают на мнимое несовершенство вашей веры, не обращайте внимания. Именем Господа Иисуса Христа умоляю вас: стойте твердо и не входите в духовное общение с неверующими или еретиками, если бы даже они были ваши близкие, родные — и тогда оставьте их. Вы можете только молиться за них...»
Вы заметили, друзья? Преподобный Варсонофий предостерегает нас именно от духовного общения с неверующими, но тут же и напоминает о нашей возможной помощи им. Чем же? Нашей молитвой, то есть деятельной любовью к ним.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.