
Иаков преодолел немалый путь из Ханаана в Месопотамию. Он спешил в город Харран, где жили родственники его матери Ревекки. По благословлению родителей юноша должен был найти жену среди своего народа, и предвкушение близкого счастья заставляло его идти быстрее. Уже на подходе к Харрану Иаков заметил стадо овец, стекавшее волной по холму. Юная пастушка вела животных к водопою, возле которого остановился путник. Её стан, возвышавшийся над белой пеной тонкого овечьего руна, был так тонок и строен, что Иаков поневоле залюбовался. С трепетом он спросил людей у колодца.
ИАКОВ:
Кто эта девушка?
ОДИН ИЗ ПАСТУХОВ:
Это Рахиль, дочь Лавана.
Ответ пастухов отозвался радостью в сердце юноши.
ИАКОВ:
Лаван — родственник матери, значит Рахиль — дочь моего народа, и может стать мне женой!
Лаван принял Иакова в свой дом, и тот стал во всем помогать своему дяде. Через месяц хозяин сказал гостю:
ЛАВАН:
Ты служишь мне как сын, Иаков, и я благодарен тебе за усердие. Но всякий трудящийся достоин оплаты. Скажи, чем я могу вознаградить тебя?
Иаков ответил, не раздумывая.
ИАКОВ:
Я буду трудиться у тебя семь лет без всякой оплаты. Только отдай мне в жены свою младшую дочь, Рахиль!
ЛАВАН:
Ну что ж, будь по-твоему. За тебя я отдам свою дочь охотнее, чем за кого-то другого.
Иаков любил Рахиль всё сильнее. Он подгонял дни, как овец к водопою, в предвкушении свадьбы. Семь лет пролетели стремительно, и вот, наконец, возмужавший сын РевЕкки ввёл невесту в брачный шатёр. Когда же молодая жена открыла лицо, то оказалось, что это вовсе не Рахиль! Это была Лия — скромная, болезненная старшая дочь Лавана. В отчаянии Иаков ворвался в дом тестя.
ИАКОВ:
Что ты сделал со мной, Лаван? Не за Рахиль ли я служил тебе семь лет? Почему ты обманул меня?
ЛАВАН:
Прости, Иаков, но в наших краях не принято отдавать младшую дочь замуж прежде старшей. Пройдёт неделя, и ты сможешь взять в жёны и Рахиль. Но только отслужи за неё ещё семь лет.
Иметь двух жён не возбранялась у израильтян в Ветхозаветные времена. Иаков, хотя и не искал такой доли, стал по воле хитрого тестя мужем двух сестёр. Лия рождала ему сыновей, одного за другим, Рахиль же оказалась бесплодной. Та, которая семь лет была желанной невестой, попала в положение второй жены, к тому же бездетной. Многие годы Рахиль плакала и молилась, и вот, наконец, Господь даровал ей ребенка. Рождённого сына она назвала Иосифом, что означало: «Господь даст мне ещё детей». Эта надежда исполнилась, но дорогой ценой. Рождая второго сына, Рахиль умерла. Она успела наречь мальчику имя Бенони — «дитя скорби». Но Иаков, видевший в этом ребенке утешение после смерти любимой, дал ему имя сходное по звучанию, но иное по смыслу — ВениамИн, что переводится как «правая рука».
Имя Рахили упоминается не только в библейском рассказе книги Бытия о жизни праотца Иакова. В седьмом веке до Рождества Христова пророк Иеремия, предрекая Вавилонское пленение, представляет Рахиль праматерью израильтян, осиротевшей и безутешно плачущей о своих детях. Евангелист Матфей повторяет слова пророка, рассказывая об избиении Иродом вифлеемских младенцев. Образ Рахили вошел в историю человечества, не только как символ любви, над которой не властно время. Он знаменует материнство — самоотверженное, страдающее, жертвенное, в полной мере воплотившееся в подвиге Богородицы.
6 мая. О важности воспитания молодёжи в православной вере

4 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе во имя святых Жён-мироносиц в городе Баку.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности воспитания молодёжи в православной вере.
Церковь — это не прибежище неудачников, это не прибежище никчемных людей. Это прибежище тех людей, которые в своей жизни вдохновляются и управляются самым главным — верой в Господа и Спасителя, того, кто является действительно господином истории, в руках которого жизнь каждого человека, и человеческих обществ, и человеческих государств. Вот почему всегда с радостью совершаю воскресное богослужение. И посещая храмы, вижу, как все с каждым годом больше и больше людей приходит, причем людей разного возраста, разного положения. Другими словами, мы с вами сейчас живем в условиях наиболее благоприятных, по крайней мере, вот на моей памяти, самых благоприятных времен для того, чтобы жить по-христиански, посещать храм Божий, молиться, воспитывать своих детей и внуков. Но кому больше дано, с того больше и спросится. С моих ровесников, я думаю, мало что спросится, потому что жили в условиях тотального атеизма, государственного атеизма. А вот с нынешнего поколения родителей, дедушек и бабушек очень даже спросятся, если дети в храм не ходят, если по каким-то причинам кто-то не крестил ребенка. И ответственность родителей, дедушек, бабушек, в первую очередь должна в отношении детей касаться необходимости их воспитания в вере. Вот, пожалуйста, воспримите эти слова Патриарха не как свидетельство о каком-то там 10 или 20 деле вашей жизни, а как о самом важном деле — воспитании детей и внуков в вере православной.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 мая. О пище небесной

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную».
О пище небесной — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Люди, которые последовали за Христом, как замечает сам Спаситель, искали Его не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Господь переносит взор уверовавших в Него с земных понятий на понятия духовные. Действительно, истина проста. Земной хлеб, земная пища не могут дать человеку бессмертие. Мы все равно телом умрем. Поэтому Христос говорит, чтобы мы не заботились излишне о земном пребывании, а помнили о вечной жизни. Можно представить, что мы находимся в аэропорту и ждем свой рейс. Много ли нам нужно взять с собой в самолет? И нужно ли обустраивать место в зале ожидания, если через некоторое время покинем аэропорт? Важно думать о том, что нам пригодится в недалеком будущем. Поэтому Господь и напоминает о небесном Отечестве, о пище небесной. Он сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Будем же заботиться о духовной пище, о бессмертной душе. А Христос да сохранит нас в истине и воскресит в последний день.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 мая. О распространении христианства в Грузии

Сегодня 6 мая. В этот день в 319 году Святая Равноапостольная Нина крестила царя Грузии Мириана и его сановников.
О распространении христианства в Грузии — священник Стахий Колотвин.
Западная и Восточная Грузия на протяжении многих тысячелетий развивались по-своему. Была своя различная государственность, различные племена, и в том числе различная история принятия христианства, потому что Западная Грузия была в составе Римской, позже Византийской империи, и христианство там распространялось так же, как и в других пределах Византии. Поэтому, когда равноапостольная Нина пришла в Восточную Грузию, в Иверию, то это была языческая страна под мощным культурным давлением религии зороастризма, потому что была под влиянием не Рима, а другого гегемона древнего мира, Персии. Поэтому равноапостольная Нина, когда принесла христианство Грузии, то она возвела Грузию на единый уровень с Римом и вывела ее из-под этого рабского влияния персидского. Да, на протяжении многих столетий были персидские нашествия. Да, грузинский царь держал меч на коронации персидского шахеншаха. Но, тем не менее, даже в те времена, когда политической самостоятельности у Грузии не было, сохраниться грузинам как отдельному независимому православному народу помогла именно христианская вера. И то, что царь Мириан сделал судьбоносный выбор, сохраняет Грузию и ее культуру в наши дни.
Все выпуски программы Актуальная тема