
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, 21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

В сегодняшнем чтении апостол продолжает рассуждать о том, как соотносится наша общая греховность и смертность с возможностью принятия благодати и праведностью во Христе. Он говорит что из-за преступления Адама смерть стала царствовать в мире. Это действительно очень важно понимать: Бог смерти не сотворил и не радуется погибели живых. И как один Адам ушёл от Бога и стал смертным, так все его потомки родившиеся в том же отдалении, в том же духовном состоянии, рождаются смертными. В этом, конечно, нет их личной вины, ведь их тогда еще и на свете не было, но все же склонность ко греху делает в них свое дело.
После падения прародителей их потомки постепенно все больше и больше наполняли свою жизнь грехами. При этом надо помнить, что заповедей они еще не получали. Если же не было заповедей, то что по сути было грехом, не вменялось им в грех. Ведь не зная законов, они хотя и противоречили воле Творца, делали это несознательно, а там где нет сознательного противления добру, Бог снисходит к человеку в его немощи.
Со временем в мире появился закон. Умножение числа заповедей стало естественным образом умножать количество преступлений, ведь чем больше правил, тем чаще их нарушают.
Но что же? Неужели Бог дал законы для того, чтобы человек становился все более и более виновным? Конечно, нет!
С законом или без человек совершал зло, нарушал нормы тварного мира и отравлял свою собственную жизнь. Как для ребенка, который еще не может себя контролировать, нормы поведения вводятся постепенно и он постепенно учится им соответствовать, так в жизни человека постепенно появлялись заповеди, которые одновременно приводили в его жизнь и порядок и вину, в зависимости от того, как он поступал.
Естественно, чем тяжелее нашему близкому, тем больше ему нужна наша помощь. Зная о нашем состоянии и видя, что беззаконий все больше Бог преумножает благодать, потому что Его цель не погубить но спасти.
Причем, если все понесли на себе последствия греха Адама, также все должны получить шанс восстановления посредством Иисуса Христа. Апостол говорит это не случайно, все это отголоски тех рассуждений, в которых он доказывал иудействующим, что язычники так достойны любви Божией и на пути спасения все равны. И как преступлением одного все люди были осуждены на смерть, так праведностью Христа всем дана возможность оправдания всем открыт путь к Богу.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема