
Рим., 79 зач., I, 7-12.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Сегодняшнее чтение является частью приветственной речи, которую апостол Павел обращает к христианской общине Рима. При обращении к этому тексту стоит учитывать одно, на первый взгляд, мало значимое обстоятельство. По преданию первым, кто проповедовал имя Христово в Риме был апостол Петр. Это значит, что послание к Римлянам, написанное апостолом Павлом — это тот редкий случай, когда он обращается к общине, которую не создавал, к общине которая знает о нем лишь понаслышке. Это обстоятельство позволяет по-другому увидеть слова апостола, с еще большей силой подчеркивает ту удивительную теплоту, которая звучит в его обращении.
Христианство родилось как община учеников и близких друзей. Самым ранним приветствием, которое сохранилось до наших дней, является слово брат или сестра. Человек мог быть одиноким или семейным, богатым или бедным, становясь христианином, он входил в сообщество людей, которые были связаны узами более глубокими, чем национальные или культурные, а порой даже родственные. Обращаясь к далекой и неизвестной ему общине апостол Павел призывает на них благодать и мир, то есть молится, чтобы Бог даровал им свою помощь и чтобы ничто не омрачало их единства. В сегодняшней ситуации конкуренции и борьбы за ресурсы, когда даже молиться некоторые стараются только о себе и самых близких, слова апостола оказываются в буквальном смысле путеводными.
Что же делает автор после обращения? К какой первой теме обращается? Он благодарит Бога за веру римской общины. Не просто радуется за них, не говорит им хвалебных речей, не благодарит их за их старания, но понимает сам и дает понять им самим, что Первый, Кто заслуживает похвалы — это Бог, потому что Он источник нашей жизни, Он премудро ведет нас по этому пути, Он так устраивает обстоятельства, что они могут быть использованы в нашу пользу. И надо сказать, этого умения благодарить не за что-то сверхъестественное, а за самое простое и порой очевидное, нам очень не хватает.
И все же, апостол язычников не только молится о об этой общине, не только радуется ее вере, он желает увидеться с римскими христианами. Дело в том, что в древней церкви был один замечательный принцип, который назывался «общением святых» и котором важно помнить всем нам. Значение этого принципа было двойственным. С одной стороны, под общением святых понимали Причастие, то есть взаимное общение со Христом через принятие Святых Тайн. С другой, под общением святых понимали также общение между христианами. Вся ценность этого общения с духовно близкими людьми, заключается в том, что человек чувствует необычайную поддержку, люди становятся как бы опорой друг для друга, примером для подражания в вере и добрых делах. Иными словами, создается некоторая среда которая способствует святости, тому чтобы устоять в искушениях. Замечательной иллюстрацией этого древнего принципа являются слова апостола, который желает не просто встретиться, он желает утешиться общей верой и порадоваться общей надежде, которая наполняет сердца.
Сегодня христиан гораздо больше, чем когда-то было в Римской империи, мир изменился, в но для большинства из нас этот древний принцип вполне доступен. В первую очередь, нам доступно общение со святыми в молитвах, доступно обращение к их жизни, доступно общение с праведниками, которые нас окружают, с братьями и сестрами во Христе.
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема