
Фото: Nikolay Marinov/Unsplash
Не является секретом, что некоторые церковные праздники в эпоху раннего христианства заменили собой праздники языческие. Например, Рождество Христово не случайно стало праздноваться 25 декабря по старому стилю. 25 декабря античные язычники отмечали день зимнего солнцестояния, празднуя начало прибавления светового дня. Церковь заменила почитание солнца на поклонение настоящему Солнцу мира — Господу Иисусу Христу.
Еще одним примером замены языческого праздника на христианский является день церковной памяти святого императора Константина и его матери Елены. Наибольшей популярностью этот праздник среди православных пользуется в Болгарии. Причем болгары вот уже много веков cчитают святых Константина и Елену покровителями фермеров и сельского хозяйства. Хотя при жизни ни Константин, ни Елена фермерством, конечно же, не занимались.
Причина коллизии опять же в замещении языческого праздника христианским. Когда-то 21 мая болгары поклонялись духам природы, прося у них хорошего урожая. После принятия христианства покровителями сельского хозяйства стали святые Константин и Елена, церковная память которых в Болгарии празднуется 21 мая. В этот день многие болгары фермеры и крестьяне стараются попасть в храм на утреннее богослужение, потому что во время него возносятся молитвенные прошения о добром урожае.
По окончании богослужения устраивается крестный ход с иконами святых Константина и Елены. Только идет он не вокруг храма, а обычно к местным источникам или рекам. Болгары верят, что в день святых Константина и Елены природа окончательно просыпается от зимнего сна, поэтому необходимо освятить, в первую очередь, источники воды, от которых деревья и растения черпают свои силы.
Во время крестного хода священник у каждого источника или речки служит молебен об освящении воды, а затем кропит участвующих в крестном ходе прихожан. После освящения последнего источника на ближайшей к нему поляне устраивается праздник. Главным его угощением служит курбан. Так в Болгарии называют испеченное на углях мясо ягненка. Конечно же, кроме мяса участники праздника угощаются и иными блюдами, а также вином — традиционным спутником болгарского застолья.
После застолья начинаются различные игры. В частности, устанавливаются большие качели, на которых можно взлететь на несколько метров от земли. С наступлением темноты начинается наиболее эффектная, но не одобряемая Церковью часть праздника. Из костра, на котором жарился ягненок, достаются угли, которые раскладываются ровным слоем в центре поляны. Участники праздника встают в круг, запевают молитвенные песнопения в честь Константина и Елены, а затем поочередно начинают по углям ходить, держа в руках икону святых. Идут они по углям, надо сказать, довольно медленно. При этом ни то что не слышно криков от боли, почти у всех идущих по углям на лице видна улыбка. Кстати, ожогов на ступнях вы тоже не увидите. Некоторые говорят, что хитрые болгары предварительно смазывают ступни особым средством, а некоторые считают, что это чудо, случившееся по молитвам к святым Константину и Елене.
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов