Деян., 46 зач., XXI, 26-32.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, 28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Книга Деяний — замечательный исторический памятник, который позволяет нам увидеть происходившее во времена апостолов самым непосредственным образом. Итак, апостол Павел оказывается в руках разъярённых иудеев, которые с лёгкостью приписывают ему то, чего он не совершал. Для самих иудеев уже не было вопроса, как относиться к Павлу: для них он — вероотступник, обновленец и модернист — если пользоваться современной лексикой. Ещё бы: будучи вроде вполне разумным и образованным человеком, воспитанником известного раввина Гамалиила, он смеет утверждать вещи, идущие вразрез с традицией, вещи, от которых иудеи приходят в ужас — настолько для них это неприемлемо! Проще его убить — создав общее недовольство народа, чтобы и к ответственности за убийство некого было бы привлечь: кто-то убил, была целая толпа — и поэтому в итоге судить-то и некого!
Как же ведёт себя апостол в этой критической для его жизни ситуации? Спокойно. Он не пытается оправдываться, разъяснять, что его неправильно поняли, или что его оклеветали — он предаётся в руки жаждущей крови толпы — даже не сопротивляясь. Похоже, он даже не против расстаться с жизнью — если до этого дойдёт. Правда, когда неожиданно вмешиваются римские воины — ситуация успокаивается. С Римом шутки плохи, и толпа постепенно рассасывается.
Что даёт апостолу такую внутреннюю целостность — и откуда у раздражённых иудеев столько ненависти к нему? Ответ прост: главный вопрос — в вере.
Постойте — скажете вы. Но разве иудеи не были религиозными людьми? Разве не из религиозной ревности они жаждали смерти Павла? Конечно же! Именно так и есть! Потому что «религиозность» и «вера» — понятия вовсе не тождественные. «Религиозность» — это определённая система представлений, сформировавшаяся в рамках определённой духовной традиции. Причём эти традиции у разных народов — тоже очень разные. А вот вера — это нечто совсем иное. Вера — это, с позволения сказать, определённая тональность отношений между конкретным человеком и Богом. Религиозность близка к идеологии, это тоже определённая «система координат» — представлений, понятий, обычаев, бытового поведения. Религиозность — это «форма», а вот вера — «содержание», наполнение этой формы. Отношения между ними могут быть очень разными. Они постоянно взаимодействуют друг с другом: религиозность помогает вере быть «оформленной», конкретной, не выродиться в абстрактную философему. В свою очередь, вера даёт религиозности жизнь, теплоту, эмоциональную вовлечённость. Опыт протестантских церквей наглядно показывает, насколько скудной становится духовная жизнь, когда внешние проявления религиозности минимализированы до предела.
Но бывают и отношения конфликта: когда вере становится тесно и душно в рамках привычной религиозности. И вот здесь человек оказывается перед непростым выбором. Либо предпочесть привычный, уютный внутренний мирок религиозности жаждущей обновления вере — приказав ей знать своё место и довольствоваться тем, что определено традицией — либо, напротив, избрать живость веры — тщательно разбирая, в чём именно конфликт, где не хватает «воздуха» для полноценного дыхания. Апостол Павел избрал второе, иудеи — первое. Но, как всегда, Бог Сам всё расставил по своим местам — и благодаря этому выбору апостола с каждым годом христианская Церковь крепла и развивалась.
Мне хочется пожелать, чтобы и мы почаще наблюдали за тем, как взаимодействуют в нашей жизни вера и религиозность — и не боялись того напряжения, которое может временами возникать между ними!
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Переяславская рада». Дмитрий Володихин
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о Переяславской Раде 1654 года — собрании представителей запорожского казачества, результатом которого стало вхождение Запорожского войска в Русское царство и присяга казаков царю Алексею Михайловичу.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.