В 19 веке репертуары российских театров не обходились без широкомасштабных костюмированных пьес на исторические темы. Особой популярностью у публики пользовались драмы и трагедии о героических событиях, серьёзно повлиявших на судьбу Отечества.
Сегодня мы говорим о благоверном князе Дмитрии Донском и трагедии Владислава Озерова «Димитрий Донской».
Место действия — Древняя Русь.
Время действия — вторая половина 14 века.
Дмитрий, старший сын великого московского князя Ивана Красного, уже в девятилетнем возрасте стал правителем Московского княжества.
Имея своими духовными наставниками святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского, князь Дмитрий всю свою жизнь посвятил делу объединения русских земель вокруг Москвы и освобождению Руси от монголо-татарского ига.
Битва под предводительством Дмитрия Ивановича на Куликовом поле описана во многих литературных произведениях.
В начале 19 века к этому историческому сюжету обратился русский поэт и драматург Владислав Александрович Озеров, создав трагедию в стихах «Димитрий Донской».
Действие пьесы происходит накануне решающей битвы с татарами. Главный герой — князь Дмитрий Донской — призывает соратников сбросить наконец-то татаро-монгольское иго.
Российские князья, бояре, воеводы,
Прешедшие чрез Дон отыскивать свободы
И свергнуть наконец насильствия ярем!
Доколе было нам в отечестве своем
Терпеть татаров власть, и в униженной доле
Рабами их сидеть на княжеском престоле?
Трагедию «Димитрий Донской» Владислав Озеров написал в 1807 году, и в первой половине 19 века она с большим успехом шла на сценах российских театров. Император Александр Первый оказал автору особую честь, побывав на публичном спектакле и подарив драматургу памятный перстень.
Зрители видели параллель между событиями 14 века и Отечественной войной 1812 года. Зал всякий раз взрывался аплодисментами, когда видели сцену, в которой соратники уговаривали князя Дмитрия Донского не подвергать себя смертельной опасности на поле боя, а он им говорил в ответ…
Мой долг: в день мира суд, и мужество в день брани.
Могу ли ратнику сказать: иди вперёд,
Коль духу мой пример ему не придаёт?
И если Бог судил в своем благом совете,
Для счастья Россиян мне дни продлить во цвете,
Чего страшитеся? Средь вражеских полков
Приосенит меня, как щит, его покров.
Знатоки истории не раз указывали Озерову на существенные недостатки его пьесы. В угоду модному в 19 веке литературному направлению под названием «сентиментализм», когда в произведении должно было быть как можно больше чувств и мелодраматических переживаний, драматург ввёл в пьесу вымышленную и явно искусственную историю любви князя Дмитрия к некой княжне Ксении.
Хорошо известно, что московский князь Дмитрий Иванович был женат, благочестив и счастлив в браке.
Князь Дмитрий Донской умер в возрасте тридцати восьми лет, оставив своим сыновьям московское княжество, которое за годы его правления увеличилось в несколько раз.
В пьесе Озерова «Димитрий Донской» звучит наказ главного героя хранить Русь от посягательства врагов: «Так лучше жить престать или вовсе не родиться, чем племенам чужим под иго покориться».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.