В Большой Константинопольский дворец прибыла дочь покойного сенатора Анисия Секунда, юная Олимпиада. Императору Феодосию предстоял непростой разговор. Девушка недавно потеряла жениха, и монарх опасался, не лишалась ли она разума от горя. Префект Царьграда Небридий, с которым Олимпиада была обручена, скончался буквально накануне свадьбы. Обездоленная невеста называла себя вдовой, пресекала любые разговоры о будущем замужестве и расточала родительское имение, раздавая щедрую милостыню. Феодосий посчитал, что должен образумить сироту, выступить вместо отца. К тому же родственник императора, Елпидий, просил выдать за него упрямую девицу.
Вид Олимпиады поразил Феодосия. Лицом она была бледнее мрамора, скульптуры из которого украшали дворец. Тонкая фигура, казалось, соткана из воздуха, а не из плоти. Длинная, до пят, одежда смотрелась не просто скромной, а ветхой. Но как же девушка была прекрасна при этом! Олимпиада поклонилась монарху, и он, поднявшись с трона, протянул руку ей навстречу.
Феодосий:
Приветствую тебя, дитя! Как я могу утешить тебя в твоем несчастье?
Олимпиада:
Благослови вас Господь, государь, за ваше доброе сердце. Но я вовсе не несчастна. Участь моя, мой благой удел — в Боге, и со Христом я буду всегда счастлива.
Феодосий:
Но хорошо ли юной девице оставаться одинокой? Богу можно послужить и в честном браке. Мой родственник, Елпидий, желает видеть тебя своей женою. И если ты дашь согласие, я буду посажённым отцом на вашей свадьбе!
Олимпиада:
Если бы воля Господа была на то, чтобы мне выйти замуж, Он не отнял бы у меня Небридия. Но случилось то, что случилось, и жизнь моя будет посвящена Христу. Я стану диакониссой и послужу Богу и людям своим имением и своими делами.
Тогда, в четвертом веке, диакониссы только появились в Церкви. Так называли женщин, которые совершали особое служение сродни монашескому. Они помогали неимущим, навещали больных, занимались просвещением. Это были пожилые вдовы или девицы в зрелом возрасте, принявшие особое посвящение от епископа. Услышав, что Олимпиада хочет стать диакониссой, Феодосий пришел в раздражение.
Феодосий:
От ветра в голове твои слова! Сегодня ты отрешишься от всего земного, а завтра захочешь стать женой и матерью, но уже не сможешь найти приличную партию, потому что останешься без гроша за душой, растратив родительское наследство на нищих! Одумайся, Олимпиада! Елпидий будет тебе добрым супругом. Не лучше ли стать родственницей императора, чем вечно усталой диакониссой?
Олимпиада:
Я не отступлю своего решения, государь.
Феодосий:
Ну, тогда я лишаю тебя права распоряжаться своим имением! Ты будешь под опекой префекта до тех пор, пока тебе не исполнится тридцать лет!
Через некоторое время Феодосий поинтересовался у перфекта, не сильно ли унывает Олимпиада. И с удивлением услышал, что она, напротив, радуется и благодарит Бога. А вскоре император получил от Олимпиады письмо с такими словами.
Олимпиада:
Выявили мне царскую милость, приказав другому нести моё бремя. Еще большее благодеяние вы окажете мне, если велите раздать всё моё имение, чтобы я избегла суетной славы, раздавая имущество сама. Свободная от забот о богатстве земном, я стану заботиться о настоящем сокровище.
Христиане Константинополя свидетельствовали о добродетельной жизни Олимпиады и о том, что её решимость послужить Церкви достойна уважения. Император Феодосий отменил опеку над девушкой, и Константинопольский патриарх Нектарий посвятил её в диакониссы. Дом Олимпиады стал одним из центров духовной жизни византийской столицы. Подвижница стяжала уважение таких столпов Церкви, как святители Григорий Богослов, Пётр Севастийский, Иоанн Златоуст.
Когда византийский трон занял император Аркадий, его супруга Евдоксия интригами нарушила течение церковной жизни, воздвигнув гонения против Иоанна Златоуста. Олимпиада ни на минуту не поверила наветам на святителя. Со слезами провожала она учителя в несправедливое изгнание. За доброе отношение к опальному епископу диаконисса сама была оклеветана. Олимпиаде предъявили обвинение в поджоге собора Святой Софии и присудили к заточению в пригороде Константинополя, Никомидии, где она и скончалась.
Находясь в ссылке, святитель Иоанн Златоуст написал диакониссе Олимпиаде семнадцать писем, которые сохранились. В этих посланиях не только отражена земная история двух претерпевающих скорби людей — в них сияет окно, распахнутое в Вечность.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов