— Положил ведь я вас, всех пятерых положил. А за что — за десяток фрицев?
— Ну зачем ты так? Всё же понятно — война.
— Пока война — понятно. А потом, когда мир будет — будет понятно?
Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль сберечь не могли?
— Не надо, мы Родину защищали — её.
Старшина Федот Васков, бывалый военный, участник Финской войны, скорбит о гибели служивших под его началом юных девушек-зенитчиц. Это сцена из знаменитого советского кинофильма «А зори здесь тихие». Даже если вы ещё не смотрели сам фильм, то наверняка слышали о нём. По сюжету кинокартины юных девушек-добровольцев — Риту, Соню, Лизу, Женьку и Галю — отправляют с фронта в тыл — на пограничную заставу в Карелию. Именно здесь, в тылу, им предстоит совершить подвиг — впятером задержать шестнадцать немецких солдат и трагически погибнуть, не дождавшись подкрепления.
Фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», снятый по одноимённой повести писателя-фронтовика Бориса Васильева, был признан лучшим фильмом 1972 года согласно опросу журнала «Советский экран». В том же 1972 году кинокартина получила памятный приз Венецианского кинофестиваля, а в 1973 году — была номинирована на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Секрет всероссийской и международной популярности фильма, созданного непосредственными участниками Великой Отечественной — в правдивости и отсутствии ложного пафоса. Образы персонажей далеки от идеала советского положительного героя. Это живые люди, каждый со своими слабостями и мечтами. И общаются они друг с другом просто и сердечно, без чинов и званий. Даже на перекличке старший сержант Рита Осянина вызывает девушек по имени, а не по фамилии и званию. Старшина Васков вначале призывает зенитчиц к соблюдению армейского устава, но при этом за его напускной строгостью чувствуется отеческая нежность и боль за своих подопечных. Ближе к концу фильма командир и девушки-бойцы отбрасывают последние формальности и становятся друг для друга по-настоящему родными людьми.
— Миленький, Федот Евграфыч! Живой! Родненький! Дождались! Дождались!
— Ну что вы, девочки, что вы! Съели ли хоть кусочек, спали ли хоть в полглазика?
— Не хотелось, товарищ старшина!
— Да какой я вам теперь товарищ старшина, сестрёнки! Я вам вроде как брат родной! Так зовите Федот или просто Федя, как маманя звала.
Война стирает различия между людьми, объединяя их ради одной цели — защиты родной земли. На протяжении всей картины мы видим яркий образ Родины: нетронутая природа, деревенские бабы в платках, православные храмы. Одна из ключевых сцен происходит в скиту, где когда-то жил монах-отшельник, а теперь укрылись немцы. Обезумевший от горя после гибели девушек Васков врывается в скит и обезоруживает врагов. В кадре видны старинные иконы, крупным планом показан крест, и на его фоне Федот обращается к немцам с отчаянным монологом.
Ну что, взяли? Взяли, да? Пять девчат было всего, пять девочек было всего, всего пятеро, и не прошли вы, никуда не прошли!
Как рассказывают снимавшиеся в фильме актёры, убранство скита не снималось с натуры, а было специально воссоздано на киностудии «Мосфильм», каждая деталь сцены тщательно подобрана режиссёром. Снаружи храм в картине показывают много раз, в том числе — и во время начальных титров, что невероятно смело для начала семидесятых годов. Образ храма символизирует то прекрасное, за что сражаются девушки: память о предках и мирную жизнь для будущих поколений, русские традиции, православную веру. «А зори здесь тихие» — история о победе любви и силы духа над физической силой и холодным расчётом. О том, что, защищая дорогие сердцу вещи, самые хрупкие из нас способны совершать подвиги. И это возможно не только на войне.
Деяния святых апостолов
Деян., 16 зач., VI, 1-7.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя евангельское учение, ученики Спасителя всячески подчёркивали, что граница, существовавшая когда-то между евреями и прочими национальностями, разрушена. Об этом рассказывает нам и отрывок из шестой главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня во время Литургии в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Апостол Павел и прочие апостолы во время проповеди постоянно подчёркивали, что Церковь — новый избранный народ Божий — объединяет теперь всех людей. Вне зависимости от их национальной принадлежности. Но одно дело теория, а совсем другое — практика. И в прозвучавшем отрывке из книги Деяний святых апостолов мы видим, как проявляют себя прежние ветхозаветные представления.
В Иерусалимской Церкви случается скандал. Вдовы нееврейского происхождения начинают возмущаться, что им либо дают меньше, либо вообще не выдают с церковного склада полагающихся продуктов. Так проявляла себя национальная нетерпимость. Служители еврейского происхождения никак не могли изжить в себе прежнего, соответствовавшего ветхозаветным представлениям пренебрежения, испытываемого к представителям иных народов. Становится понятно, что в Иерусалимской общине древних христиан нет того единства, о котором так радостно рассуждал апостол Павел.
Первоначально Иерусалимская община христиан действительно стремилась жить в мире и единомыслии. Но люди, к сожалению, есть люди. И постепенно то там, то тут в христианском собрании стали проявлять себя человеческие недостатки. Кто-то стал утаивать имущество, не жертвуя положенное в общую копилку. Кто-то начал добиваться власти в церковном собрании. А вот христианки-вдовицы из язычников посчитали (скорее всего, обоснованно), что с точки зрения благотворительности им уделяется меньше внимания, чем вдовицам-еврейкам.
Услышав жалобы, апостолы решили не разбираться, кто прав, а кто виноват, а системно разрешить сложившуюся ситуацию. Для этого они предложили всем христианам, вне зависимости от национальной принадлежности, выбрать семь уважаемых мужчин, которые бы отныне взяли на себя все хозяйственные, финансовые и организационные вопросы. Избранных семерых назвали «диаконами», в переводе с греческого — «служителями».
Книга Деяний сохранила для нас имена древних семи диаконов: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Ти́мон, Парме́н, Николай Антиохиец. Относительно последнего диакона — Николая Антиохийца — прямо говорится, что он в прошлом был язычником. Возможно, к среде эллинистов принадлежали и некоторые другие диаконы. Апостолы своим выбором показали христианской общине, что ключевую роль играет не национальность человека, а его вера и готовность служить Церкви.
Но и это ещё не всё. Существует романтическое представление, что в древней Церкви дела обстояли лучше, чем в современном церковном собрании. В чём-то, возможно, да. А в чём-то и нет. Недостатков хватало всегда. Но дело не в них. А в том, как к мы ним относимся. Апостолы не стали мириться с несправедливостью и постарались её исправить с помощью деятельной любви и милосердия. С одной стороны, ученики Христовы не стали отгораживаться от возникших трудностей. А с другой — не пожелали применять жёсткий административный подход. Они избрали золотую середину. Вот и мы призваны поступать так же. Бороться именно с грехом, а не с людьми, помогая им и себе преодолевать совершённые ошибки. А вместе во Христе созидать Церковь Божию — наше утешение, отблеск Царства Небесного на земле.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»
В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же располагалась епархиальная канцелярия и жило несколько семей. В доме была теснота, у единственного водопроводного крана выстраивалась очередь. Владыка многим помогал. На архиерейской кухне готовился обед на большое количество человек. По свидетельству очевидцев, приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков и всех здесь кормили досыта. Сам владыка питался очень просто. Одевался тоже более чем скромно — всегда ходил в чинёных рясах. Секретарь епархии вел списки нуждающихся, и в конце каждого месяца по ним рассылались денежные переводы. Святитель учил свою паству тому, в чём сам был примером:
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
Все выпуски программы Слова Святых
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов