Есть в Москве – да и не только в ней – храмы, стиль которых назван по фамилии знаменитого некогда боярского рода. И фамилия эта – Нарышкины. И стиль этот – нарышкинское барокко – достаточно ярок и узнаваем. Пожалуй, классическим представителем стиля стал Храм Покрова в Филях – действительно прекрасно украшенное здание с розовыми станами и белыми на их фоне деталями.
Однако сегодня мы рассказываем о Храме Троицы Живоначальной в Свиблово на реке Яузе. Даже если не знать, что некогда Свиблово находилось во владении Нарышкиных, достаточно посмотреть на здание храма, чтобы практически безошибочно это понять. Розовый с белым, и два золотых купола – над самим зданием храма и над его колокольней. И плюс характеристики специалистов: «яркий памятник нарышкинского барокко».
Предполагается, что Троицкая церковь в Свиблово стояла тут еще со времен Дмитрия Донского, и построили ее, когда деревней владели бояре Свибловы. Однако первое документальное упоминание храма относится к началу XVII века, когда владельцем села числился Андрей Львович Плещеев. Здесь построили новую каменную церковь в 1623 году. Полувеком позже сын Андрея Львовича Михаил, вновь перестраивает церковь. В 1672 году усадьба перешла к малолетней дочери Михаила Марье, воспитывал которую ее дядя Кирилл Алексеевич Нарышкин. Вот он-то в 1708 году и выстроил каменную церковь, а в 1709 году пристроил к ней колокольню.
Интересно и то, что Нарышкин завез и поселил в Свиблово пленных шведов. А на колокольню храма в честь петровских побед водрузил трофейный шведский колокол.
После революции храм еще действовал до самого закрытия его в 1938 году.
А после закрытия… увы… здание обезглавили и передали в ведение какого-то строительно-монтажного управления.
Вместе с храмом медленно, но верно гибла и вся усадьба. Погибала она долго. Лишь в 1980 году началась медленная реставрация.
В 1990 году храм вернули Русской православной церкви. Передали церкви и четыре полуразрушенных здания усадьбы, которая обрела статус Патриаршего подворья.
Контакты: храма Троицы Живоначальной в Свиблове на реке Яузе
Адрес: Лазоревый проезд., 15
Как проехать:
Проехать к храму можно на метро до ст. «Свиблово» (последний вагон из центра) и дальше пешком до Снежной ул. до ул. Седова и по ней до храма.
Примерно таким же путем от м. Ботанический сад. Идти по Снежной ул. (но с другой стороны) до ул. Седова, далее до храма.
Схема проезда:
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.