Адрес: улица Сретенка, дом 3/27
Церковь Успения Божией Матери в Печатниках находится на углу Сретенки и Сретенского бульвара.
А к названию его прилагается и уточнение – в Печатниках. Уточнение, как бы говорящее само за себя.
Этот храм – сначала, понятное дело, деревянный - построили перед Сретенскими воротами Белого города жители дворцовой Печатной слободы предположительно в 1631 году. Печатною слобода была не случайно – здесь, в Печатниках, жили мастера Государева Печатного двора. Именно здесь в 1564 году знаменитый первопечатник Иван Фёдоров издал первую русскую книгу «Апостол».
К слову, печатный двор был учрежден и построен решением самого Иоанна Грозного. Государь Иван Васильевич, как бы к нему ни относится, человеком был широко и глубоко образованным. Не зря, скажем, его письма к изменнику князю Курбскому считаются первым образцом русской публицистики, а написанные им же стихиры – то есть песнопения в православном богослужении – весьма высоко характеризуют царя и как композитора и поэта. Да, вы не ослышались – именно композитора. В конце 80-х годов фирма «Мелодия» выпустила двойной альбом стихир Ивана Грозного – поверьте, они стоят того, чтобы их послушать.
Вернемся, однако, к храму. В 1659 году деревянный храм перестроили, но он оставался по-прежнему деревянным. Каменный же храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко.
Незадолго до войны 12-го года храм изрядно обновили и расписали, но, увы, во время французской оккупации храм изрядно пострадал, а все надворные постройки французы сожгли. Равно сгорели дома причта и все церковные лавки. В 1813 году в храме заново сделали и освятили иконостас. А на рубеже 19-20 веков трапезную и часовню полностью перестроили по проекту архитектора Аладина.
После революции храм закрыли. Здание отдали тресту Арктикпроект, с 1950 года в нем размещался музей «Советская Арктика», а позже – музей «Морской флот СССР».
В 1991 году храм передали Русской православной церкви и освятили заново в 1994 году.
Предположительно, именно в этом храме художник Василий Пукирев увидел венчание старика с юной девушкой, которое затем было изображено им на знаменитом полотне «Неравный брак».
И напоследок. Cоборная икона Храма Успения Божией Матери в Печатниках - икона с частицами мощей 12-ти Оптинских старцев.
Контакты: храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках
Адрес: улица Сретенка, дом 3/27
Ближайшие станции метро:
Сретенский Бульвар (320 м)
Тургеневская (420 м)
Чистые Пруды (540 м)
Адрес сайта: http://www.usp-pech.orthodoxy.ru/
Схема проезда:
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.