
Рим., 115 зач., XIV, 19-26.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Примерно в четвертом веке до Рождества Христова в Греции жил знаменитый врач и мыслитель по имени Гиппократ. Современники очень уважали его за умение лечить различные болезни. Но не только за это. Гиппократ славился удивительной мудростью. Он не просто исцелял людей, но каждый раз записывал — чем человек болел, и как удалось ему помочь избавиться от недуга. Благодаря Гиппократу появились первые учебные пособия по медицине и медицина в целом! Не зря современные врачи торжественно дают клятву, текст которой принадлежит Гиппократу. Знаменитый врач оставил после себя много полезных советов. Один из них — обязательно следить за тем, что мы едим. Вместо лекарств Гиппократ часто предписывал своим пациентам просто правильное питание. «Пусть еда будет вашим лекарством», — любил он повторять. Гиппократ жил в эпоху, когда многие его современники вовсе перестали следить за своим здоровьем. Они потребляли огромное количество продуктов (часто — вредных). Результат был самым неутешительным. Люди мучились, страдали от разных болезней, но советов Гиппократа не слушали. Ведь это так тяжело — отказаться от любимой еды. Нет, конечно, среди древних греков находились, те, кто, по призыву мудрого врача, ел только полезное. Но таковых было меньшинство. И чем дальше развивалась история, тем больше увязала античная цивилизация в стремлении вкусно и много поесть. Мозаики и фрески ярко свидетельствуют о нравах той эпохи — на них подчас изображены люди с явно излишним весом. Христианство с его призывом к воздержанию, казалось бы, стало спасением для древних греков и иных жителей Римской империи. Но неожиданно тема еды вновь вышла на передний план. Об этом свидетельствует сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к христианам Рима. Римская церковь была крайне неоднородна по своему составу. Часть из местных христиан в прошлом были язычниками, остальные, будучи евреями, когда-то исповедовали иудаизм. Отношение к еде в древнем Израиле было специфическим — иудеям прямо запрещалось употреблять в пищу большой список продуктов. Они (прежде всего, свинина) считались нечистыми. В Римской церкви встретились две культуры — античная, свободно (местами — слишком) относившаяся к теме еды, и иудейская, крайне к пище щепетильная. Начались споры (очень ожесточенные) — что можно есть христианину, чего есть нельзя. Выручил римских христиан апостол Павел. Он очень ясно отвечает на все вопрошания. Во-первых, нет никакой нечистой пищи (кроме, так называемой, удавленины). Во-вторых, употребление пищи — дело личной совести человека. Один способен к строгому воздержанию, другой — нет. Господь принимает даже самый малый подвиг, но недопустимым является вводить иных людей в соблазн. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает», — пишет апостол. Из этого следует, что главным признаком настоящей духовной жизни святой Павел делает не еду, а духовное воздержание и, прежде всего, бережное отношение к ближним.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема