Правление римского императора Нерона в середине первого века ознаменовалось в истории первым настоящим гонением на христиан. Он сжег большую часть Рима, обвинил в поджоге христиан, после чего их стали преследовать и правительство, и народ. По повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали страшной казни. В эти тяжёлые времена появилось множество мучеников, которые открыто и безбоязненно исповедовали Христа, своим подвигом утверждая, что христианство не сломить.
В то время святой апостол Иоанн Богослов был заточен на остров Патмос в Эгейском море, где ему явился Господь и повелел написать семи Ангелам, то есть епископам семи малоазийских церквей, и укрепить сонмы мучеников. При этом был упомянут и «верный свидетель Антипа», который не отрекся от имени Христа даже перед лицом страданий и смерти.
Антипа, один из учеников Иоанна Богослова, возглавлял епископскую кафедру в городе Пергаме (современный город Бергама на территории Турции). В античном мире это был третий по величине город после Рима и Александрии. Во времена гонений на христиан Пергам населяли преимущественно язычники и, как написано в житии: «сильный обижал слабого, и тот считался мужественным, добрым и праведным, кто бил или умерщвлял христиан». Епископ Антипа был в этом городе «светом среди тьмы». Пренебрегая угрозами языческих жрецов и вопреки усиливающимся гонениям, епископ снова и снова выходил в народ с неустанной проповедью о Христе. В житии святого сказано: «Молитва старца жгла бесов словно огонь и гнала прочь, а его пламенное слово и святость жизни обращали ко Христу множество язычников». Своей твердой верой и неутомимой деятельностью ему удалось добиться, казалось бы, невозможного: жители Пергама перестали приносить жертвы идолам и большинство из них приняли христианскую веру.
Эллины упрекали святителя в том, что он отвращает народ от поклонения богам и требовали прекратить проповедовать христианство. Епископ Антипа кротко ответил, что не станет служить богам-бесам, исповедовал веру во Христа и призвал градоначальника и весь народ к покаянию.
После этого разгневанные жрецы повели священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его внутрь раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Объятый пламенем священномученик молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан.
Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело святого епископа Антипы и с почестями похоронили в Пергаме. Гробница с мощами святого стала источником чудес и исцелений от различных болезней.
С тех пор и до наших дней верующие неизменно получают утешение от священномученика Антипы Пергамского. На сегодняшний день чудотворные мощи святого Антипы покоятся на греческом острове Патмос, в монастыре святого апостола Иоанна Богослова.
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
2 мая. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.